+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Земли особо охраняемых территорий и объектов доклад

Содержание

Особо охраняемые природные территории в 2021 году: закон, значение, правовой режим, виды и категории земель особо охраняемых территорий, список | Земельный эксперт

Земли особо охраняемых территорий и объектов доклад

В статье 94 Земельного кодекса РФ раскрыто такое понятие, как особо охраняемые природные территории. В перечень таких территорий входят земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение.

Данные категории площадей изымаются из оборота и использования частично или полностью, в зависимости от того, какой правовой режим в отношении них установлен. Регулирует данный вопрос Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Зоны, требующие установки особого охранного режима могут быть выделены на основании постановления федерального, регионального или местного уполномоченного ведомства.

К особо охраняемым природным территориям относятся следующие земли:

Порядок определения и отнесения земель к территориям, нуждающимся в охранном режиме, устанавливается Правительством РФ или региональными уполномоченными ведомствами.

В отношении данных территорий обязательно проводится межевание, и земли в дальнейшем проходят обязательную регистрацию в государственном кадастре, получают индивидуальный номер и лишь по завершении этих процедур могут применяться для установки специального режима землепользования.

Запрещения и ограничения на землях особо охраняемых природных территорий

На площадях запрещаются любые работы, не направленные на сохранение территории и не связанные с исследованием земель комплекса, а также те, которые противоречат действующему законодательству.

Не допускается изменение целевого использования таких земель, а также ограничение или прекращение полномочий в отношении участка для нужд, не отвечающих прямому его назначению.

На данных участках частично ограничивается хозяйственная или рекреационная деятельность в рамках того правового режима, который определен.

Создание охранных зон

Так как особо охраняемые природные территории России принадлежат к категории объектов национального достояния и обладают рядом ценных для общества и государства качеств, в отношении них назначается особый охранный режим, который обеспечивает сохранность и защиту от негативного воздействия граждан и окружающей среды.

Запрещается выполнять в отношении охраняемых зон следующие действия:

  • передавать наделы для организации сада или огорода;
  • использовать территории для создания дорог или возведения построек жилого, промышленного, хозяйственного типов;
  • осуществлять стоянку и проезд техсредств, а также прогон скота;
  • другие виды деятельности, входящие в список, утвержденный Правительством РФ.

Чтобы приостановить негативное воздействие окружающей среды на такие зоны, границы наделов размечаются в соответствии с требованиями закона, при помощи информационных знаков.

В том случае, если в пределах территорий находятся частные массивы, права пользователей и собственников на них сохраняются, и они вправе распоряжаться землями, но в рамках назначенного охранного режима.

Резервирование земель

Для того чтобы создать новые и в то же время расширить уже имеющиеся площади, требующие назначения особого охранного режима, территориальные ведомства, имеющие особые полномочия, вправе вынести решение о резервировании земель с возможным изъятием наделов у граждан и выплатой компенсации. Также уполномоченные органы выносят постановление об установлении ограничений на выполнение некоторых видов хозяйственной деятельности.

Порядок проведения данного мероприятия также оговорен в действующих законодательных актах, а сама процедура выполняется согласно установленному регламенту.

Земли государственных заповедников и национальных парков

Площади, на которых расположены госзаказники и заповедники не подлежат приватизации, а управление данными землями осуществляют ведомства, имеющие специальные полномочия.

В исключительных случаях разрешается нахождение частных наделов в пределах национальных парков, однако, условием в данном случае является запрет деятельности, оказывающей негативное воздействие на территории парка, а также работ, которые нарушают установленный охранный режим.

Как правило, территории природных парков размещены в зонах, предоставленных государственным учреждениям РФ в постоянное бессрочное пользование.

Изъятие земель особо охраняемых природных территорий

Законодательством предусмотрены ситуации, при которых изъятие территории разрешено или запрещено. Каждый из вариантов возникает после того, как уполномоченное ведомство объявляет территорию заповедником.

Если земли заняты природными комплексами или объектами, которые представляют из себя памятники природы, то территории могут быть отчуждены в пользу государства или региона у пользователя или собственника.

Законодательством предусмотрена выплата компенсации для собственников таких участков и возмещение убытков, понесенных ими в связи с досрочным прекращением прав на землю.

Также изъятие может быть осуществлено в том случае, если в отношении участка установлен режим, требующий полного изъятия территорий из оборота в связи с организацией специальных охранных мероприятий от антропогенных и биогенных факторов, негативно влияющих на землю.

Не производится отчуждение, если территорию можно использовать независимо от того, находится она в составе национального парка или заповедника. Однако здесь в отношении земли устанавливается особый правовой режим, который ограничивает деятельность собственника или пользователя списком видов работ, который формируется Правительством РФ или уполномоченным органом.

Заключение

В завершение написанного можно сформулировать несколько выводов:

  1. Землями, требующими установление специального охранного режима, являются территории, которые обладают некоторыми лечебными возможностями или представляют собой историко-культурную ценность.
  2. Порядок пользования такими землями устанавливается специальными законодательными актами.
  3. Территории, признанные нуждающимися в установлении особого охранного режима, также проходят процедуру межевания и регистрируются в Росреестре.
  4. На территории особо охраняемой зоны запрещается выполнять работы, которые оказывают негативное воздействие на землю. Виды такой деятельности закреплены в специальном списке, утвержденном Правительством РФ.
  5. Запрещается изменение целевого назначения территории, а также отчуждение ее для нужд, которые противоречат прямому назначению земли.
  6. Определение границ и площади зон, нуждающихся в установке особого охранного режима, происходит согласно постановлению уполномоченного ведомства. Этот же орган устанавливает охранный режим и определяет, требуется ли изъятие площадей из оборота или нет.
  7. В том случае, если в пределах охраняемых территорий расположены земли, принадлежащие частным лицам, они могут быть отчуждены в пользу уполномоченного ведомства с предоставлением компенсационной выплаты или оставлены в распоряжении граждан, но с ограничениями в эксплуатации согласно назначенному охранному режиму.
  8. Государство или муниципалитет имеет право резервировать территории в том случае, если есть необходимость в расширении территории охраняемой зоны.
  9. Земли заказников и заповедников не могут выступать объектом процедуры приватизации.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по особо охраняемым природным территориям

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Марина. Мой участок располагается в особой охраняемой зоне, и я официально уведомлена, что, несмотря на владение территорией на законных основаниях, я не могу выполнять ряд действий, которые противоречат установленному правовому режиму для этой зоны.

Недавно я посадила на своем участке несколько фруктовых деревьев. Через некоторое время ко мне приехал сотрудник администрации и выписал штраф, за то, что я нарушила режим землепользования, и сообщил, что при повторном нарушении, участок у меня изымут без компенсации.

Подскажите, такие действия законны? Должна ли я платить штраф и могут ли изъять участок на самом деле?

Ответ: Здравствуйте, Марина. В статье 94 ЗК РФ и ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», указано, что природные зоны, относительно которых установлен особый правовой режим, не могут быть переданы для разбивки сада или огорода.

Посадку нескольких фруктовых деревьев можно отнести к организации сада, а это значит, что вы действительно нарушили требования закона и, как следствие, должны заплатить выписанный штраф.

Что касается изъятия участка, то данный вариант возможен только тогда, когда вы целенаправленно и систематически допускаете вредное воздействие на землю и не выполняете предписания уполномоченного ведомства. В таком случае участок может быть изъят даже без предоставления компенсации, которая должна выплачиваться по общему правилу.

Если вы таких действий совершать не будете, то требования сотрудника на этот счет не будут иметь под собой никаких оснований, и вы сможете оспорить их в судебном порядке.

Вам будут полезны следующие статьи:

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос – это быстро и бесплатно!

Источник: http://zk-expert.ru/klassifikaciya-zemel/zemli-osobo-oxranyaemyx-territorij-i-obektov/osobo-oxranyaemye-prirodnye-territorii/

Реферат: Земли особо охраняемых территорий

Земли особо охраняемых территорий и объектов доклад

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

I ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ

1.1 Понятие и общая характеристика правового режима земель особо охраняемых территорий и объектов

1.2 Государственное управление в сфере использования и охраны земель природоохранного назначения

II ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ЗЕМЕЛЬ ПРИРОДООХРАННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

2.1 Особенности правового режима земель водоохранных зон водных объектов

2.2 Правовой режим земель, занятых защитными лесами

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Земли природоохранного назначения выполняют непосредственно и опосредованно важнейшие экологические функции: водоохранную, защитную, противоэрозионную и др.

, являясь преградой для негативных природных и антропогенных воздействий.

Однако неопределенность правового режима земель природоохранного назначения ведет к низкой эффективности реализации правовых норм, нацеленных на сохранение сопряженных с этими землями компонентов природной среды.

Актуальность темы исследования определяется тем, что упомянутые земли входят в состав земель природоохранного назначения (ст. 97 ЗК РФ). Последние, в свою очередь, входят в состав категории земель особо охраняемых территорий и объектов (ч. 2 ст. 94 ЗК РФ).

Существующая на данный момент правоприменительная практика, в том числе практика ведения государственного земельного кадастра, отражает наличие многочисленных коллизий и правовых пробелов в сфере регулирования земельных отношений по использованию и охране земель природоохранного назначения.

Вследствие терминологических несоответствий эффективность применения соответствующих норм невысока. В связи с этим необходимо провести анализ современного законодательства, регулирующего правовой режим этих земель, с целью его совершенствования.

Целью исследования является общая характеристика правового регулирования земель особо охраняемых территорий в российской федерации.

Объект исследования: Земли природоохранного назначения.

Предмет исследования: Правовое регулирование земель природоохранного назначения.

Для достижения обозначенной цели ставятся следующие задачи исследования:

-определить понятие и состав земель особоохраняемых территорий;

-рассмотреть правовое регулирование земель особо охраняемых природных территорий;

-охарактеризовать правовой режим земель природоохранного назначения;

-проанализировать режим охраны отдельных категорий особо охраняемых природных территорий;

-разработать предложения по совершенствованию законодательства об особо охраняемых природных территориях.

Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция РФ, Земельный Кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и иные нормативные акты.

В основу работы легли труды таких ученых, как С.А. Боголюбов, О.Л. Дубовик, И.А. Иконицкая, М.Ю. Тихомиров, П.П. Петров, Д.И. Платонов, Д.А. Ястребов, В.В. Никитин, Е.А. Сухова, Д.Ф. Хамидулина и др.

Методологическими основами исследования являются методы и приемы научного познания. Основу исследования определили общенаучные (диалектико-материалистический, системный) и специальные (сравнительно-правовой, нормативно-логический, историко-юридический,

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что дается развернутый научный анализ правового регулирования земель особо охраняемых территорий в РФ.

Научная новизна исследования заключатся в том, что работа представляет собой комплексное исследование правового статуса земель природоохранного назначения в РФ.

Практическая значимость исследования определяется тем, что выводы и предложения, содержащиеся в работе, могут быть использованы при внесении изменений и дополнений в земельное законодательство, материалы дипломной работы могут быть использованы в учебном процессе.

Структура исследования состоит из введения, двух глав, включающих в себя 4 параграфа, заключения, и списка использованных источников и литературы.

I ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ОБЪЕКТОВ

1.1 Понятие и общая характеристика правового режима земель особо охраняемых территорий и объектов

Конституция Российской Федерации[1] образует, создает основу для законодательства РФ об особо охраняемых территориях. Такими соответствующими положениями являются как экологические нормы Конституции, так и положения общего характера, определяющие закономерности развития законодательства об особо охраняемых природных территориях.

Одной из основных задач государственной политики на сегодняшний день является, в том числе, поддержание благоприятной окружающей среды для будущих поколений.

Сюда же можно отнести выполнение задач, направленных на сохранение и воспроизводство редких и ценных популяций животных, растений, недопущение гибели исчезающих видов и т.д.

Кроме того, важнейшее значение имеют различные памятники истории, культуры, которые также нуждаются в особой защите со стороны государства.

Это лишь некоторые из причин, которые вызвали необходимость установления, правового регулирования такой категории земель как земли особо охраняемых территорий и объектов. В настоящее время уделяется большое внимание созданию, функционированию и защите особо охраняемых территорий как на уровне Российской Федерации, так и на уровне ее субъектов и местного самоуправления.

К землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично изъяты из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Специфические черты присущи отдельным видам земель особо охраняемых территорий и обусловливают их дифференцированный правовой режим, определяемый в общем виде в статьях комментируемой главы, более подробно — в соответствующих нормативных актах о видах особо охраняемых территорий, а применительно к конкретной территории — в постановлении органа исполнительной власти об объявлении данной территории особо охраняемой

К нормативным правовым актам, регулирующим порядок создания, функционирования и прекращения использования особо охраняемых территорий и объектов, а также обеспечения их охраны относятся:

-Земельный кодекс РФ (далее – ЗК РФ)[2] ;

-Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях[3] » (далее – Закон, Федеральный Закон);

-Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации[4] »;

-Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах[5] » и иное законодательство.

Выделение в земельном законодательстве земель особо охраняемых территорий имеет свой смысл и определенные правовые последствия. Дело в том, что все земли независимо от своего назначения подлежат охране, чему посвящаются ст. 12-14 ЗК.

Назначение, цели, порядок выделения, особенности использования и охраны земель особо охраняемых территорий изложены в ст. 94 ЗК РФ «Понятие и состав земель особо охраняемых территорий» ЗК.

Особенности правового режима видов земель данной категории определяются нормами соответствующих статей гл. XVII Кодекса (ст. 95-100).

Выделенные характерные черты земель особо охраняемых территорий (особое значение, возможность изъятия полностью или частично из хозяйственного использования и оборота, особый правовой режим) позволяют отличать их от иных категорий земель, определенных в ст. 7 Кодекса.

Одним из основных принципов земельного законодательства является приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.

Категория земель особо охраняемых территорий и объектов не является однородной и включает в себя несколько субкатегорий, в том числе:

-особо охраняемых природных территорий (включая лечебно-оздоровительные местности и курорты);

-природоохранного назначения;

-рекреационного назначения;

-историко-культурного назначения;

-иных особо ценных земель.

Упоминание «иных» земель следует понимать в том смысле, что данный перечень не является исчерпывающим, а потому в силу п. 5 ст.

94 ЗК РФ Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления могут устанавливать иные виды земель особо охраняемых территорий (земли, на которых находятся охраняемые береговые линии, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники, и другие).

Под объектами особо охраняемых территорий понимаются в п. 6 ст. 94 ЗК прежде всего объекты культурного наследия РФ. В п. 3 и 10 ст. 95 ЗК предусматриваются также земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы.

Последнее время к законодательству об особо охраняемых территориях и их объектах, к его применению привлечено большое внимание ввиду особой ценности этих земель, попыток их урезать, уменьшить и желания некоторых представителей современного истеблишмента принять участие в приватизации части этих земель.

В ЗК РСФСР 1991 г. подобной общей категории земель не предусматривалось, а специальный раздел VI ЗК РСФСР был посвящен землям природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения с раскрытием их режима в соответствующих статьях[6] .

Согласно действующему ЗК и иным нормативным правовым актам, принятым в ходе административной реформы, земли особо охраняемых территорий могут быть в соответствии с масштабом, порядком образования и подчиненностью трех видов: федеральные; субъектов РФ; местного значения.

Объявление территорий особо охраняемыми, изъятие соответствующих земельных участков, установление на них особого режима использования и охраны осуществляется соответствующими органами исполнительной власти: федеральных — Правительством РФ; субъектов РФ — правительствами (администрациями) республик, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения; местного значения — органами местного самоуправления, в том числе представительными органами и администрациями муниципальных образований.

Незавершенность перечня особо охраняемых территорий и объектов федерального, регионального (субъектов РФ) и местного значения позволяет создавать их новые виды.

Особенно часто новые виды особо охраняемых территорий создаются на землях, занятых объектами культурного наследия РФ.

Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Кодексом. ограничений оборота земельных участков устанавливается Кодексом и федеральными законами.

Земельные участки из земель особо охраняемых территорий, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Согласно п. 11 ст. 22 Кодекса, изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Изъятие из хозяйственного использования и оборота земель особо охраняемых территорий производится такими актами, как постановление — для высших органов исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов и решение — для органов местного самоуправления.

Специальный правовой режим земель особо охраняемых территорий обеспечивается, в частности, путем введения регламентированного режима хозяйствования, проживания и природопользования, обеспечивающего сохранение земельных ресурсов, их защиту от загрязнения и преждевременного истощения.

Кодекс относит к компетенции Правительства РФ установление порядка отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения и порядка использования и охраны таких земель. При этом соответствующие постановления Правительства РФ должны основываться на нормах федеральных законов, регулирующих данную сферу отношений.

Источник: https://ronl.org/referaty/ekologiya/232618/

Земли особо охраняемых территорий и объектов: понятие, состав категории и правовой режим

Земли особо охраняемых территорий и объектов доклад

В данной статье рассматривается понятие, состав, правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов.

Понятие категории земель особо охраняемых территорий и объектов

Определение 1

Земли особо охраняемых территорий – это земли, имеющие особенную природоохранную, научную, историко-культурную, эстетическую, рекреационную, оздоровительную и иную ценность, в полном объеме или частично изъятые из хозяйственного использования и оборота согласно постановлениям федеральных органов госвласти, органов власти субъектов России или решениям органов местного управления, для которых установлен особый правовой режим.

Данная категория земель возникла в связи с необходимостью охраны уникальных природных объектов и комплексов, правовое положение которых определяется в экологическом законодательстве.

Выделяют 3 направления охраны окружающей среды:

  • установление экологических требований для отдельных видов хозяйственной и другой деятельности;
  • закрепление правил охраны отдельных природных объектов (воды, леса и пр.);
  • придача особенного эколого-правового статуса охраняемым территориям.

Суть последнего направления состоит в установлении особенного порядка применения и охраны конкретной территории, тонкостей управления ею, финансирования и осуществления специальных экологических мероприятий. Особенный эколого-правовой режим охраны закрепляется при создании 2-х разновидностей территорий:

  • особо охраняемые природные территории (далее – ООПТ);
  • зоны экологического бедствия.

Замечание 1

По отношению к территориям с особенным эколого-правовым статусом в федеральном законе имеется пробел, так как предусмотренное статьей 57 Закона об охране окружающей среды законодательство касаемо зон экологического бедствия пока что отсутствует.

Определение 2

Цель установления особенных стимулов и ограничений по применению и охране данных территорий – это создание дополнительных гарантий достижения ключевой задачи в экологическом законодательстве (обеспечить благоприятное качество окружающей среды).

Иначе говоря, установление особенного эколого-правового режима является обязательным, если общие экологические требования (лимитирование, нормирование) не позволяют успешно разрешить вопрос о сохранении и восстановлении определенных природных объектов в хорошем состоянии.

Соответствующие стимулы и ограничения содержатся в федеральном и региональном законодательстве, а также законах касаемо экологической, земельной, водной и лесной отрасли, о культурном наследии и т.д. Конкретные меры в данном направлении принимаются также и на муниципальном уровне.

Рассматриваемая категория земель возникла из главного принципа земельного законодательства (статья 1 ЗК России), где провозглашается приоритет сохранения особенных ценных земель, земель особо охраняемых территорий и, в соответствии с которым, изменение целевого назначения ценных земель сельхозназначения, земель из лесного фонда, занимаемых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занимаемых объектами культурного наследия, иных особо ценных земель и земель, особо охраняемых территорий для остальных целей, ограничивается либо запрещается в законодательном порядке.

Субкатегории земель особо охраняемых территорий и объектов

Понятие земель особо охраняемых территорий и объектов неоднородно и включает в себя несколько субкатегорий:

  • ООПТ (включая лечебные оздоровительные местности и курорты);
  • территории природного, рекреационного, исторического, культурного назначения;
  • другие земли, представляющие особую ценность (пункт 2 статьи 94 ЗК России).

Под последним пунктом подразумевается, что перечень не исчерпывающий.

А по этой причине в силу пункта 5 статьи 94 ЗК России Правительство России, органы исполнительной власти субъектов России, органы местного управления могут устанавливать другие разновидности земель особо охраняемых территорий (земли с охраняемыми береговыми линиями, природно-охраняемые ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и пр.).

Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов

В постановлении Правительства России от 26 декабря 2001-го г.

, посвященном особо охраняемым геологическим объектам с научным, культурным, эстетическим, санитарно-оздоровительным и иным значением, устанавливается, что геологические объекты с научным, культурным, эстетическим, санитарно-оздоровительным и иным значением относятся к особо охраняемым геологическим объектам в порядке и на условиях, установленных законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Помимо этого, во множестве субъектов России действуют региональные законы об ООПТ, воспроизводящие вышеназванные и вводящие дополнительные разновидности особо охраняемых территорий. Сюда относятся:

  • территории с охраняемым ландшафтом;
  • памятники ландшафтного искусства;
  • природно-охраняемые объекты городских комплексов (к примеру, городские леса, парки, зеленые зоны в населенных пунктах, памятники садового и паркового искусства и пр.);
  • природные резерваты;
  • геолого-охраняемые объекты;
  • лесные парки;
  • природные эко-тропы;
  • резервные территории;
  • зоны покоя и пр.

Земельные участки из этой категории земель могут изыматься или ограничиваться в гражданском обороте или находиться в свободном обороте при условии соблюдения общих требований, предусматриваемых земельным законодательством.

Вывод 1

Земли, признаваемые государственными природными заповедниками, изъяты из оборота, а земли природных парков, памятников, государственных природных заказников, дендрариев, ботанических садов и некоторые другие категории ООПТ в обороте ограничены.

Если учитывать, что ЗК России распространяет ограничения в обороте как раз на земельные участки в пределах ООПТ, то предположим, что земельные участки, к примеру, рекреационного либо исторического и культурного значения могут отчуждаться и передаваться одним лицом другому, за исключением случаев, указанных в законодательстве. Таким образом, не отчуждаются в частную собственность из государственной собственности земли, на которых находятся особо ценные объекты культурного наследия народов России, объекты, относящиеся к Списку Всемирного наследия, историко-культурные заповедники, объекты археологического наследия (статья 27 ЗК России).

Кроме того, названные объекты составляют только малую долю категории земель особо охраняемых территорий и объектов.

Согласно пункту 2 статьи 98 ЗК России, к землям рекреационного назначения относятся земельные участки с домами отдыха, пансионатами, кемпингами, объектами физической культуры и спорта, туристическими базами, стационарными и палаточными туристско-оздоровительными лагерями, домами рыболова и охотника, детскими туристическими станциями, детскими и спортивными лагерями, другими аналогичными объектами. ЗК России не изымает и не ограничивает эти земли в обороте, а также не противостоит приватизации земельных участков, к примеру, с кемпингами или домами отдыха.

Вывод 2

Аналогичный вывод можно сделать, проанализировав статью 99 ЗК России, которая регламентирует правовой режим земель с историко-культурным назначением.

Если находящиеся в составе данной субкатегории земли объектов культурного наследия российского народа (исторических и культурных памятников), включая объекты археологического наследия, ограничиваются в обороте, а земли, отведенные под военные и гражданские захоронения даже изъяты из оборота, тогда по отношению к третьей разновидности земель этой субкатегории (достопримечательные места, включая места бытования исторических промыслов, производства и ремесел) никаких ограничений и изъятий из оборота не предусматривается.

Если перевести внимание с анализа субкатегорий на анализ оборотоспособности конкретных земельных участков, то становится ясно, что могут отчуждаться по договорам купли-продажи, к примеру, земельные участки, в границах которых расположены природные памятники, но с соблюдением новыми собственниками режима ограничений/обременении по их хозяйственному применению, закрепленному в экологическом законодательстве.

Земли особо охраняемых территорий и объектов, находящихся в публичной собственности, могут состоять в любой категории ООПТ земельных участков, которые принадлежат на праве собственности гражданам и юрлицам (пункт 2 статьи 95 ЗК России).

Последнее возникает при экономии бюджетных средств на выкуп подобных земельных участков для муниципальных и гос. нужд.

Но собственники этих участков ограничены в собственных правомочиях, что обуславливается сохранением режима особой охраны данных территорий.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/zemelnoe-pravo-rossii/zemli-osobo-ohranjaemyh-territorij-i-obektov/

Какие земли охраняются и находятся под защитой закона

Земли особо охраняемых территорий и объектов доклад

Назна­че­ние земель может быть самым раз­ным:

  • одни из них исполь­зу­ют­ся для веде­ния сель­ско­го хозяй­ства;
  • дру­гие име­ют про­мыш­лен­ное и обо­рон­ное зна­че­ние;
  • тре­тьи пред­на­зна­че­ны для посе­ле­ний.

Так­же име­ют­ся зем­ли лес­но­го, вод­но­го фон­да и зем­ли запа­са. Все­го Земель­ным кодек­сом выде­ля­ет­ся целых семь кате­го­рий, сре­ди кото­рых отдель­ный инте­рес вызы­ва­ют зем­ли осо­бо охра­ня­е­мых тер­ри­то­рий и объ­ек­тов. Это един­ствен­ная кате­го­рия, по назва­нию кото­рой труд­но судить о назна­че­нии.

Вооб­ра­же­ние может нари­со­вать что угод­но: сек­рет­ные зоны и воен­ные объ­ек­ты, обне­сён­ные колю­чей про­во­ло­кой, с охран­ни­ка­ми по все­му пери­мет­ру, под­зем­ные бун­ке­ры, тай­ные лабо­ра­то­рии и мно­гое дру­гое. На самом деле эти тер­ри­то­рии дале­ки от это­го, и охра­ня­ют­ся они не столь­ко охран­ни­ка­ми, сколь­ко госу­дар­ствен­ным пра­вом.

Соче­та­ние “осо­бо охра­ня­е­мые” озна­ча­ет, что на их тер­ри­то­рии дей­ству­ют осо­бые зако­ны.

Земли особо охраняемых территорий и объектов: определение и состав

Земель­ным Кодек­сом осо­бо охра­ня­е­мым зем­лям посвя­ще­ны ст. 94 — 100.

К зем­лям осо­бо охра­ня­е­мых тер­ри­то­рий отно­сят­ся зем­ли при­ро­до­охран­но­го, исто­ри­че­ско­го, науч­но­го, куль­тур­но­го, рекре­а­ци­он­но­го и дру­го­го зна­че­ния. Они охра­ня­ют­ся зако­ном и выве­де­ны (частич­но либо пол­но­стью) из хозяй­ствен­но­го обо­ро­та реше­ни­ем цен­траль­ных, реги­о­наль­ных и мест­ных вла­стей.

Состав земель особо охраняемых территорий

К ООТ отно­сят­ся шесть типов:

  • осо­бо охра­ня­е­мые при­род­ные тер­ри­то­рии (ООПТ);
  • зем­ли при­ро­до­охран­но­го*, исто­ри­ко-куль­тур­но­го, лечеб­но-оздо­ро­ви­тель­но­го, рекреационного**назначения;
  • осо­бо цен­ные зем­ли.

*  При­ро­до­охран­ные — зем­ли, назна­че­ние кото­рых — охра­на при­ро­ды.

** Рекре­а­ци­он­ный — оздо­ро­ви­тель­ный (отдых и заня­тия физ­куль­ту­рой, спор­том, туриз­мом).

Зем­ли могут быть отне­се­ны к ООТ феде­раль­но­го, реги­о­наль­но­го либо мест­но­го зна­че­ния по реше­нию пра­ви­тель­ства Рос­сии, орга­нов субъ­ек­тов РФ или ОМСУ.

Зем­ли ООПТ и тер­ри­то­рии, где име­ют­ся объ­ек­ты куль­тур­но­го насле­дия, мож­но исполь­зо­вать толь­ко по их целе­во­му назна­че­нию. Дру­гое исполь­зо­ва­ние запре­ще­но либо огра­ни­че­но в допу­сти­мых слу­ча­ях, уста­нов­лен­ных Земель­ным Кодек­сом и зако­на­ми РФ.

Правовой статус земель ООПТ

Пра­во­вой ста­тус земель осо­бо охра­ня­е­мых при­род­ных тер­ри­то­рий регу­ли­ру­ет­ся феде­раль­ным зако­ном ФЗ N 33 и ст. 95 ЗК РФ.

Назна­че­ние земель ООПТ — охра­на при­род­ных объ­ек­тов и их изу­че­ние. Дру­гое исполь­зо­ва­ние и любая дея­тель­ность, нано­ся­щая вред при­род­ной зоне, не допус­ка­ет­ся. Исклю­че­ние — частич­ная хозяй­ствен­ная или рекре­а­ци­он­ная дея­тель­ность на спе­ци­аль­но предо­став­лен­ных для неё земель­ных участ­ках (созда­ние тури­сти­че­ских и лечеб­но-оздо­ро­ви­тель­ных объ­ек­тов).

  • Зем­ли ООПТ явля­ют­ся госу­дар­ствен­ной, муни­ци­паль­ной соб­ствен­но­стью, а так­же соб­ствен­но­стью субъ­ек­тов РФ. Они не под­ле­жат при­ва­ти­за­ции.
  • В отдель­ных слу­ча­ях зако­ном допус­ка­ет­ся нали­чие част­ных земель­ных участ­ков, при­ле­га­ю­щих к ООПТ, если дея­тель­ность их соб­ствен­ни­ков не нано­сит вре­да окру­жа­ю­щей сре­де. При этом запре­ще­ны пере­вод ЗУ из одной кате­го­рии в дру­гую и исполь­зо­ва­ние наде­ла не по целе­во­му назна­че­нию.
  • Земель­ный уча­сток может быть изъ­ят, если он будет объ­яв­лен госу­дар­ствен­ным при­род­ным заказ­ни­ком (изъ­я­тие при этом не явля­ет­ся обя­за­тель­ной мерой), либо если нахо­дя­щий­ся на нем при­род­ный объ­ект будет при­знан памят­ни­ком при­ро­ды.

Деление ООПТ на зоны

В целях исклю­че­ния вред­но­го вли­я­ния на при­ро­ду от хозяй­ствен­ной и чело­ве­че­ской дея­тель­но­сти зем­ли осо­бо охра­ня­е­мых при­род­ных тер­ри­то­рий могут раз­де­лять­ся на три функ­ци­о­наль­ные зоны:

  • запо­вед­ная зона, кото­рая явля­ет­ся основ­ной, и выпол­ня­ет функ­ции сохра­не­ния при­род­ных объ­ек­тов или их вос­ста­нов­ле­ния;
  • буфер­ная зона — при­ле­га­ет к запо­вед­ной и ограж­да­ет её от внеш­них тер­ри­то­рий, на кото­рых рас­по­ло­же­ны хозяй­ствен­ные объ­ек­ты;
  • пере­ход­ная охран­ная зона — часть запо­вед­ной, име­ю­щая антро­по­ген­ные фак­то­ры вли­я­ния из-за при­ле­га­ю­щих к ней участ­ков с посе­ле­ни­я­ми и объ­ек­та­ми раз­ре­шен­ной хозяй­ствен­ной дея­тель­но­сти, свя­зан­ной с рекре­а­ци­ей, зем­ле­поль­зо­ва­ни­ем, лесо­поль­зо­ва­ни­ем, водо­поль­зо­ва­ни­ем и др.

Запрещённые виды деятельности на землях ООПТ

В гра­ни­цах ООПТ (либо в гра­ни­цах функ­ци­о­наль­ных зон) запре­ще­но:

  • созда­вать садо­вод­че­ские или дач­ные участ­ки;
  • стро­ить доро­ги, дома, инже­нер­ные соору­же­ния;
  • устра­и­вать транс­порт­ные сто­ян­ки, про­ез­ды для транс­пор­та и про­го­ны для ско­та;
  • осу­ществ­лять все про­чие виды дея­тель­но­сти, запре­щён­ные зако­ном.

Земли особо охраняемых природных территорий России

На тер­ри­то­рии РФ име­ют­ся 11 объ­ек­тов, при­знан­ных объ­ек­та­ми Все­мир­но­го при­род­но­го насле­дия со сле­ду­ю­щи­ми назва­ни­я­ми:

  • Дев­ствен­ные леса Коми.
  • Вул­ка­ны Кам­чат­ки.
  • Озе­ро Бай­кал.
  • Ост­ров Вран­ге­ля.
  • Цен­траль­ный Сихотэ-Алинь.
  • Золо­тые горы Алтая.
  • Запад­ный Кав­каз.
  • Ланд­шаф­ты Дау­рии.
  • Убсу­нур­ская кот­ло­ви­на.
  • Лен­ские стол­бы.
  • Пла­то Путо­ра­на.

Эти объ­ек­ты все­мир­но­го насле­дия вклю­ча­ют:

  • три­на­дцать запо­вед­ни­ков;
  • пять наци­о­наль­ных пар­ков;
  • три госу­дар­ствен­ных заказ­ни­ка.

Общее коли­че­ство ООПТ в Рос­сии — 12000 (сюда вхо­дят зем­ли госу­дар­ствен­но­го, реги­о­наль­но­го и муни­ци­паль­но­го зна­че­ния), общей пло­ща­дью око­ло 233 млн. га:

  • 296 ООПТ феде­раль­но­го зна­че­ния (свы­ше 62 млн. га);
  • 10570 ООПТ реги­о­наль­но­го зна­че­ния (око­ло 60 % общей пло­ща­ди);
  • 1070 ООПТ мест­но­го зна­че­ния (око­ло 50 млн. Га).

Земли лечебно-оздоровительного назначения

Соглас­но ст. 96 ЗК РФ, назна­че­ние зем­ли лечеб­но-оздо­ро­ви­тель­но­го назна­че­ния — отдых, лече­ние, про­фи­лак­ти­ка болез­ней и оздо­ров­ле­ние граж­дан посред­ством при­род­ных источ­ни­ков и ресур­сов, вхо­дя­щих в состав земель. На них раз­ре­ша­ет­ся стро­ить сана­то­рии, лечеб­ни­цы, курор­ты.

  • Что­бы исклю­чить вред для эко­си­стем и создать бла­го­при­ят­ные сани­тар­ные усло­вия, зем­ли делят на сани­тар­ные зоны (окру­га), в кото­рых вво­дит­ся режим осо­бой сани­тар­ной охра­ны.
  • Земель­ные участ­ки, гра­ни­ча­щие с пер­вой сани­тар­ной зоной, могут быть изъ­яты или выкуп­ле­ны у их соб­ствен­ни­ков, арен­да­то­ров (поль­зо­ва­те­лей или вла­дель­цев), на осно­ва­нии ст. 55 ЗК.
  • На тер­ри­то­рии, при­мы­ка­ю­щей ко вто­рой и тре­тьей зонам, воз­мож­но огра­ни­чен­ное исполь­зо­ва­ние ЗУ.

Земли природоохранного назначения

В новой интер­пре­та­ции ст. 97 в состав земель при­ро­до­охран­но­го назна­че­ния вхо­дят толь­ко два вида:

  • защит­ные лесо­на­саж­де­ния (кро­ме защит­ных лес­ных полос на зем­лях лес­но­го фон­да);
  • дру­гие зем­ли.

Ста­рые вер­сии ста­тьи, содер­жа­щие пять видов при­ро­до­охран­ных земель. утра­ти­ли свою силу.

Хоз­де­я­тель­ность раз­ре­ше­на в огра­ни­чен­ном вари­ан­те с соблю­де­ни­ем охран­но­го и пра­во­во­го режи­ма, допус­ка­ю­ще­го исполь­зо­ва­ние по основ­но­му назна­че­нию и огра­ни­чи­ва­ю­ще­го дру­гие виды дея­тель­но­сти.

  • Изъ­я­тия или выку­па ЗУ, рас­по­ло­жен­ных в гра­ни­цах земель не про­из­во­дит­ся.
  • Гра­ни­цы участ­ков, выде­лен­ных для юри­ди­че­ских лиц, долж­ны быть выде­ле­ны меже­вы­ми зна­ка­ми инфор­ма­ци­он­но­го зна­че­ния.
  • В мест­но­стях, где исто­ри­че­ски про­жи­ва­ют малые корен­ные наро­ды РФ, воз­мож­но обра­зо­ва­ние тер­ри­то­рий при­ро­до­поль­зо­ва­ния дан­ных наро­дов, поря­док кото­ро­го уста­нов­лен феде­раль­ным зако­ном N 164 ФЗ.

Земли рекреационного значения

В зем­ли рекре­а­ци­он­но­го назна­че­ния по ст. 98 ЗК, вхо­дят тер­ри­то­рии, пред­на­зна­чен­ные для созда­ния спор­тив­но-оздо­ро­ви­тель­ных объ­ек­тов и объ­ек­тов для отды­ха и туриз­ма.

К ним отно­сят­ся:

  • пан­си­о­на­ты;
  • спор­тив­ные лаге­ря и базы;
  • учеб­но-физ­куль­тур­ные лаге­ря;
  • кем­пин­ги;
  • тури­сти­че­ские стан­ции, базы, лаге­ря, пала­точ­ные город­ки, пар­ки;
  • про­ло­жен­ные тро­пы и марш­ру­ты;
  • дру­гие подоб­ные объ­ек­ты.

На ЗУ, через кото­рые про­хо­дят тури­сти­че­ские тро­пы и марш­ру­ты, может быть нало­жен серви­тут. При этом изъ­я­тия самих участ­ков не про­ис­хо­дит.

Запре­ще­на дея­тель­ность, про­ти­во­ре­ча­щая глав­но­му назна­че­нию ЗРН.

Земли историко-культурного назначения

На зем­лях исто­ри­ко-куль­тур­но­го назна­че­ния нахо­дят­ся (ст. 99 ЗК РФ):

  • исто­ри­че­ские и куль­тур­ные объ­ек­ты, при­знан­ные куль­тур­ным насле­ди­ем стра­ны;
  • архео­ло­ги­че­ские памят­ни­ки;
  • исто­ри­че­ские досто­при­ме­ча­тель­ные места, в т. ч. и свя­зан­ные с про­мыс­ло­вым, ремес­лен­ным или про­мыш­лен­ным бытом;
  • захо­ро­не­ния (воен­ные или граж­дан­ские).

Осо­бен­но­сти тер­ри­то­рий исто­ри­ко-куль­тур­но­го назна­че­ния в том, что они гра­ни­чат с зем­ля­ми посе­ле­ний (насе­лён­ных пунк­тов). Исполь­зо­вать зем­ли не по назна­че­нию либо менять их кате­го­рию нель­зя.

Част­ные земель­ные участ­ки не изы­ма­ют­ся, за исклю­че­ни­ем отдель­ных слу­ча­ев. На участ­ках, закры­тых для иссле­до­ва­ний, пол­но­стью исклю­че­на любая хозяй­ствен­ная дея­тель­ность.

В целях сохра­не­ния исто­ри­ко-куль­тур­ных памят­ни­ков, при­род­но­го или город­ско­го ланд­шаф­та меж­ду зем­ля­ми и при­мы­ка­ю­щим к ним посе­ле­ни­ям уста­нав­ли­ва­ют­ся охран­ные зоны:

  • в гра­ни­цах земель вне зоны посе­ле­ний дей­ству­ет осо­бый режим — здесь запре­ще­на любая дея­тель­ность, про­ти­во­ре­ча­щая основ­но­му назна­че­нию зем­ли;
  • на ЗУ, нахо­дя­щих­ся в охран­ных зонах вне тер­ри­то­рии земель, зем­ле­поль­зо­ва­ние и стро­и­тель­ство ведёт­ся при соблю­де­нии тре­бо­ва­ний по охране исто­ри­че­ских и куль­тур­ных памят­ни­ков (феде­раль­ный закон N 232 — ФЗ).

Особо ценные земли

К осо­бо цен­ным зем­лям, соглас­но ст. 100 ЗК РФ, отно­сят­ся при­род­ные, исто­ри­че­ские, куль­тур­ные, науч­ные объ­ек­ты, кото­рые пред­став­ля­ют осо­бую цен­ность:

  • при­род­ные ланд­шаф­ты;
  • памят­ни­ки архи­тек­ту­ры;
  • места сов­мест­но­го оби­та­ния живот­ных и рас­те­ний;
  • место­рож­де­ния ред­ких полез­ных иско­па­е­мых;
  • участ­ки, на кото­рых осу­ществ­ля­ет­ся науч­ная иссле­до­ва­тель­ская дея­тель­ность.

На вла­дель­цев, соб­ствен­ни­ков, арен­да­то­ров и поль­зо­ва­те­лей земель­ных участ­ков воз­ло­же­на ответ­ствен­ность по их сохран­но­сти.

Заклю­че­ние

Зем­ля — глав­ное наци­о­наль­ное досто­я­ние Рос­сии.

Это вид­но по соста­ву земель осо­бо охра­ня­е­мых тер­ри­то­рий, на кото­рых нахо­дят­ся уни­каль­ные ланд­шаф­ты при­ро­ды, запо­вед­ни­ки и пар­ки, памят­ни­ки куль­тур­но­го и исто­ри­че­ско­го насле­дия, лечеб­но-оздо­ро­ви­тель­ные ком­плек­сы, тури­сти­че­ские и спор­тив­ные базы и мно­гое дру­гое. Осо­бо выде­ля­ют­ся зем­ли осо­бо охра­ня­е­мых при­род­ных тер­ри­то­рий, сре­ди кото­рых 11 нахо­дят­ся под защи­той ЮНЕСКО.

Все это — как пода­рен­ное при­ро­дой, так и создан­ное людь­ми, нуж­но ценить и беречь, исполь­зуя по назна­че­нию. Не сто­ит отда­вать подоб­ное в руки ком­мер­сан­тов. Имен­но поэто­му дан­ные тер­ри­то­рии нахо­дят­ся под осо­бой охра­ной и пра­во­вой защи­той.

(Зако­ны)

Загрузка…

Источник: https://moezhile.ru/zakony/zemli-osobo-ohranaemyh-territorij.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.