+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Неадекватное поведение ребенка в школе что делать

Содержание

Что делать, если в группе детского сада или классе неадекватный ребёнок – какие меры нужно принять, советы родителям

Неадекватное поведение ребенка в школе что делать

Нередко, на форумах посвящённых воспитанию детей, можно услышать истории о «ребенке, который всем мешает» и просьбы помочь советом.

Людмила, мама Даши

Беспокойство родителей в этой ситуации более чем понятно, ведь отправив ребенка в школу, хочется быть уверенным, что там с ним ничего не случится.

В связи с этим, крайне важно добиваться от школы и вышестоящих инстанций, действий при которых климат в классе будет благоприятным. Но давайте углубимся в причину такого поведения.

Кризис бывает не только у взрослых

Первым делом, давайте уточним, сколько ребенку лет? Психологи выделяют 6 детских кризисных возрастов:

  • Кризис первого месяца;
  • Одного года;
  • 3-х лет (именно тогда мы идем в садик);
  • 7-ми лет (первый раз в первый класс);
  • 13-ти лет (гормональные изменения);
  • 17-ти лет (поступление в университет, как шаг во взрослую жизнь).

Кризис 3-х лет

Виолетта, мама 3-х летнего Максима

Один из самых сложных возрастных кризисов ­­считается кризис раннего детства, так называемый «Я сам». Именно в этом возрасте малыш формирует свое Я, здесь же он сталкивается с реальностью, что он становится не центром вселенной, поэтому всеми возможными способами хочет привлечь внимание. Главные правила для родителей, чтобы мягко и с пользой, пережить этот кризис:

  1. Выстраивать границы дозволенного. Закрывать глаза на безобразное поведение, чревато серьезными проблемами в будущем, от неумения адекватно вести себя в обществе до зависимости от чужого мнения;
  2. Не ругать ребенка по поводу и без. С точки зрения мамы и папы, наказание за проступок может выглядеть более чем адекватно, но не со стороны ребенка. Если спокойно не объяснить ему, что он сделал не так и что за это может быть, ребенок, задав себе вопрос: «Почему они на меня кричат?», выберет самый простой ответ «Они меня не любят» или «Со мной что-то не так». Вследствие чего может начать формироваться комплекс вины и заниженная самооценка;
  3. Давать возможность выбора. Как сказано выше, именно в это возрасте ребенок хочет делать все самостоятельно, быть взрослым. Возможность осознанного выбора и принятия последствий – характеризует взрослого человека;
  4. Проявите смекалку, дайте выбрать из того, что выгодно вам, фокус в этом возрасте все еще возможно изменить.

Те родители, которые халатно относились к чаду в этом возрасте, в итоге получают агрессивного и неуправляемого зверька.

Воспитывать тут нужно не только ребенка, но и родителей, мы уже рассказывали, как правильно это делать.

Кризис 7-ми лет

С первого по второй класс, агрессивное поведение психологи рассматривают как процесс адаптации, с изначально легко возбудимой психикой, а также начальными признаками СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), к стрессовым условиям в школе.

Детям с гиперактивностью характерны следующие черты:

  • Крайне чуткий сон или вовсе бессонница, разговоры во сне;
  • Неусидчивость, плохая концентрация внимания;
  • Импульсивность, непредсказуемость (могут резко закричать, ударить, убежать, забрать и выкинуть чужую вещь);
  • Апатия к наказаниям и похвале;
  • Приступы агрессии;
  • Ранимость и впечатлительность.

В этот период с гиперактивными детьми должны заниматься классные руководители и их родители.

Оставлять в школе «удобных детей», путем исключения «неудобных» никто не будет.

Запаситесь терпением, а главное, любые вопросы и конфликтные ситуации решайте через администрацию школы и педагогов. Запрещено вступать в личные перепалки, угрожать и как-либо взаимодействовать с чужим ребенком самостоятельно. Заботясь о безопасности своего сына или дочки, не переступите черту, когда привлечение внимания к проблеме, перерастет в травлю чужого ребенка.

Если разговоры с родителями трудного подростка не приводят ни к чему хорошему, чтобы решить проблему цивилизованно, устройте родительское собрание, итогом которого должно стать коллективное письмо на имя классного руководителя и директора. Рассматривать такое письмо, скорее всего, будут на педсовете, в присутствии всех участников конфликта.

Записывайте все, что говорят на собрание. По результатам педсовета, ученика с девиантным поведением посоветуют показать школьному или частному психологу, невропатологу, а также пройти ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия). Выбор последнего остается за родителями.

Чтобы особенности девиантного поведения не повлияли на взрослую жизнь малыша и не отравляли жизнь окружающим, родителям настоятельно рекомендуется прислушаться к советам администрации школы и обратиться к невропатологу, а также психологу. Те в свою очередь изучат поведение ребенка, поставят диагноз, а также дадут рекомендации, как грамотно его воспитывать и какие лекарства принимать, чтобы снизить риск негативного отношения к малышу со стороны окружающих.

При этом никакой агрессии и тем более рукоприкладства со стороны родителей быть не должно. Подобного рода раздражители послужат триггером для усиления приступа гипердинамики.

Важно понять, что ребенок не пытается делать назло, а просто не может вести себя иначе, ввиду своей природной специфики.

Классный руководитель и педагоги должны проявлять повышенное внимание к таким детям, а родители одногруппников или одноклассников – запастись терпением.

Подведём итог, что же делать, чтобы убрать из класса «плохого мальчика»

Если в вашем кругу знакомых нет министра образования или его заместителей, то перевести чужого ребёнка в другой класс или школу просто по желанию невозможно. Но вы можете повлиять на то, чтобы этим занялась администрация учебного заведения. Для этого нужно:

  • Пишите заявление о безобразном поведении на имя директора, завуча;
  • Если ребёнок бьёт, снимайте побои, прикладывайте их к заявлениям;
  • При возможности запишите на видео беспорядки, которые устраивает агрессор;
  • Чем больше родителей будут жаловаться на одного ученика, тем быстрее будут приняты меры;
  • Пишите инспектору по делам несовершеннолетних вашей области;
  • Пишите в министерство образования.

Но запомните, всё, что вы пишите, должно быть реальным действием, и подтверждено справками либо другими учениками и их родителями. В противном случае это будет выглядеть как личная неприязнь. Мы же рекомендуем более лояльный подход к решению проблемы.

  • Поговорите с учеником, без повышения голоса, попробуйте объяснить, что так делать нельзя;
  • Поговорите с родителями ученика на очередном собрании;
  • Попросите классного руководителя уделять особое внимание мальчику с агрессивным поведением.

Скорее всего, выходки хулигана это следствие неправильного воспитания и нехватки внимания, которое пройдёт со временем. Наберитесь терпения.

Источник: https://chto-delat.info/neadekvatnyy-rebenok

Неадекватное поведение ребенка в школе — что делать?

Неадекватное поведение ребенка в школе что делать

Добрый день, дорогие родители! Сегодня неадекватное поведение ребенка в школе – достаточно частое явление. Существует множество причин, которые провоцируют подобные ситуации. Родителей волнует вопрос о том, как исправить ситуацию и сделать так, чтобы ребенок стал послушным.

Проблема требует грамотного подхода и лишь влиянием родителей здесь не обойтись. Часто приходится обращаться за помощью к психологу. Если поведение ребенка в школе неадекватное, то подойти к проблеме нужно индивидуально.

Почему ребенок ведет себя неадекватно?

В некоторых семьях ребенок испытывает дефицит любви, что, конечно же, негативно сказывается на его поведенческих манерах. В таких ситуациях абсолютно спокойный ребенок может взять за привычку бунтовать. задача учителей – своевременно заметить проблему и принять меры. Следует в обязательно порядке сообщить о происходящем родителям, а также обратиться к школьному психологу.

Каждый психолог знает, какой подход подобрать к тому или иному случаю, какие меры принять. Ни для кого не секрет, что в школьный период психика детей не устойчива и не сформирована до конца. Иногда даже самая банальная вещь для ребенка может стать глобальной! Например, обидное слово со стороны одноклассника, плохая оценка или неудачный рисунок.

Не редкие и ситуации, когда учитель жалуется на неадекватное поведение ребенка в школе. А родители категорически не желают соглашаться с тем, что рассказывает педагог. В этом нет ничего удивительного! Ведь часто в семье существует одна модель поведения, а за границами квартиры ребенок позволяет себе расслабиться и быть хулиганом.

Таким образом, поведение в школе значительным образом отличается от поведения внутри семьи. Как следствие, ребенок попадает на школьный учет, и все ему стремятся объяснить, что вести себя по-хулигански недопустимо.

Существует и другая причина неадекватного поведения детей в школе. Дети из благополучной семьи также могут вести себя некультурно. В данном случае есть множество факторов. Один из основных – желание детей подражать манере поведения своих одноклассников.

Копировать плохое поведение своих друзей – еще одно любимое занятие подростков. Часто ребенку хочется ощутить себя плохим! Так как внутри семьи ему быть таким не позволяют и всячески наказывают.

Правила поведения детей в школе

Каждый родитель должен научить своих детей правилам поведения в школьном учреждении.

Памятка для учеников выглядит следующим образом:

  • Необходимо вести себя достойно и не забывать о морали и этике;
  • очень важно уважать старших, помогать младшим. Недопустимо наносить ущерб чужим вещам. Следует прислушиваться к просьбам преподавателей и выполнять их;
  • недопустимо применять физическую силу по отношению к одноклассникам. Решать проблемы следует так, чтобы избежать конфликта;
  • нельзя покидать территорию школы без ведома преподавателей;
  • очень важно проявлять уважение по отношению к младшим ученикам.

Правила поведения детей во время урока

Очень важно правильно вести себя и во время урока. Ведь именно во время урока у преподавателя и учеников возникают серьезные конфликты. Часто дети опаздывают на урок, а потом не желают признавать ошибку и вновь повторяют оплошность.

Учителя расценивают это как серьезное неуважение, поэтому родители должны научить ребенка хорошему поведению на уроке. Расскажите об основных правилах, которые позволят вашим детям наладить контакт с учителем, и не получать замечания в дневник:

  • Лучше всего прийти на урок за 10 минут до звонка. Объясните, что время нужно рассчитывать;
  • напомните, что у каждого ученика есть свое место и недопустимо бегать по классу и садиться на чужие места;
  • раскладывать на стол необходимо только учебники тетради и пенал, остальные предметы следует держать в рюкзаке;
  • когда учитель входит в классную комнату, все ученики обязаны встать и поприветствовать взрослого человека;
  • выйти из кабинета можно только после разрешения учителя;
  • не стоит выкрикивать ответ на вопрос с места, необходимо спокойно поднять руку и ждать, когда учитель попросить ответить;
  • выходя к доске, не следует вертеться по сторонам и общаться с одноклассниками, сидящими на первых партах;
  • при написании контрольных работ нельзя вертеться по сторонам и передавать свою тетрадь других ученикам.

Что делать, чтобы исправить ситуацию?

Конечно же, перечисленные выше правила должен знать каждый учащийся, но родительского воспитания никто не отменял. Постарайтесь в мягкой форме донести до ребенка каждое правило поведения, только так вы сможете повлиять на характер подростка.

Школьный возраст – это период, когда ребенок начинает становиться личностью и ему очень неприятно, если родители кричат, не желают быть для него друзьями, понимать его увлечения. Если у ребенка испортилось поведение, не спешите горячиться, обратите внимание на его проблемы, возможно, он попал в сложную ситуацию с одноклассниками и нуждается в вашей помощи.

Часто дети боятся рассказать о своих конфликтах с одноклассниками и становятся агрессивными и замкнутыми. Основная задача взрослых – деликатно и без скандалов понаблюдать за детьми, выяснить, что их беспокоит, в каких ситуациях они нервничают и проявляют агрессию.

То, каким будет поведение детей в школе, напрямую зависит от того, насколько грамотно взрослые помогают детям решать проблемы. Если с первой попытки вам не удалось разузнать причину неадекватного поведения? В следующий раз постарайтесь подобрать другую модель поведения и не давите на ребенка.

Чем мягче вы будете относиться к проблеме, тем скорее ребенок сообщит вам о своих переживаниях. Дайте ему понять, что вы не видите никакой трагедии и знаете выход из любой ситуации, даже если она очень сложная.

Прежде чем пойти с проблемным подростком  или с трудным ребенком младших классов на прием к психологу (и зачем нужно к нему идти), попробуйте сами стать психологом для своего ребенка. Вспомните себя в подростковом возрасте, и вы поймете, как порой нелегко бывает влиться в общество, как важно, чтобы близкие люди понимали и поддерживали.

Заметим, что неадекватное поведение ребенка в школе может присутствовать даже у самого правильного сына или дочери, главное, вовремя заметить причину и искоренить ее.

И в заключении хочу успокоить родителей. Все трудности проходят. Любите свое чадо и чаще хвалите, чего бы он не вытворял в школе и дома.

Мира вашей семье!

© Сосед-Домосед 2021. Все права защищены.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a2758f1865165a12d266e12/5c641ac53f72e900ad7e22e5

Неадекватное поведение вашего ребенка в школе

Неадекватное поведение ребенка в школе что делать

Сегодня многих родителей и учителей волнует проблема неадекватного поведения ребенка в школе. Поэтому важно знать, почему школьник начинает нарушать дисциплину, с чем бывает связано подобное поведение и как это исправить, если проблема уже существует.

Признаки неадекватного поведения ребенка

Несмотря на то что выражаться неадекватное поведение детей в школе может совершенно по-разному, выделяют некоторые общие признаки: школьник рвет тетради, бросается стульями, переворачивает столы, дерется, не слушает учителей, ходит по классу, выражается нецензурной лексикой.

Следствие часто бывает однотипным: школьный психолог не может повлиять на поведение школьника, а сам ребенок на задаваемые ему вопросы молчит.

Когда такие профилактические беседы не дают результатов, ребенка отправляют на обследование к психиатру, хотя в большинстве случаев без этого можно обойтись.

Если школьному психологу все же не удастся найти общий язык с ребенком, то можно порекомендовать школьнику нарисовать рисунок на произвольную тему. Есть большая вероятность, что рисунок также окажется диагностическим признаком отклонения и укажет на проблемные области его растущей личности.

Родителям рекомендуется поддерживать связь со школьным психологом, чтобы быть в курсе того, как изменяется динамика поведения сына или дочери, есть ли результаты в работе с ним.

Часто у педагога-психолога имеется памятка для родителей о том, как лучше вести себя с таким ребенком. Кроме того, полезно будет провести беседу с учителями, которые могут подсказать, как правильно выстроить диалог с ребенком дома.

Это поможет вам лучше анализировать складывающиеся ситуации.

Причины неадекватного поведения ребенка со стороны

Психологи по-разному пытаются объяснить нарушения поведения детей в школе. При ответах на волнующие вопросы родителей касательно поведения ребенка в школе одни психологи отмечают, что сказывается накопленная усталость за учебный год (особенно в конце), нехватка витаминов.

Далее специалисты уточняют, в каком классе учится школьник, и если речь идет о первокласснике, то списывают плохое поведение ребенка в школе на стрессовый период, который сильнее затрагивает возбудимых детей с неустойчивой эмоциональной сферой и синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Другие специалисты считают, что причина неадекватного поведения — характер ребенка, объясняют его асоциальное поведение демонстративностью и нехваткой внимания, которое школьник хочет получить от окружения.

В этом случае родителям нужно вспомнить, не менялось ли что-то в поведении их сына или дочери за последние 3 месяца, не было ли сильных стрессовых факторов.

Некоторые психологи отмечают возможные наследственные проявления психической патологии и все же рекомендуют обратиться к психиатру или неврологу, чтобы пройти курс лечения в превентивных целях.

Отношения в семье

Чаще всего главным источником того, что у ребенка испортилось поведение в школе являются семейные отношения. Вспомните, что происходило у вас дома незадолго до того, как ребенок изменился.

Посмотрите на ваши отношения в семье по-другому, проанализируйте, почему поведение ребенка может испортиться.

В достаточном ли количестве он получает вашу любовь, заботу и ласку? Открыты ли вы сами с ребенком, искренни ли с ним? Удовлетворены ли его потребности в безопасности?

Если поменялось поведение в школе, значит, оно каким-то образом изменилось и дома. Обратить на это внимание не должно составить труда. С этого можно начать разговор с ребенком, поинтересоваться, что у него случилось, волнует его и зачем он так себя ведет. Именно зачем, а не почему.

У любого действия, особенно неадекватного, есть своя цель, и ваша задача ее выяснить, желательно в мягкой форме. Ребенок своим поведением хочет вам что-то сообщить, но не может сделать этого словами, возможно, в силу страха, замкнутости, отсутствия привычки делиться своими трудностями в семье.

А поддержка родителей ему на самом деле очень нужна.

Обратите внимание на то, что у ребенка может быть занижена самооценка, он замыкается в себе и впадает в уныние. Значит, учите его выражать свои эмоции приемлемым способом.

Это означает, что при возникновении конфликтной ситуации нельзя оскорблять другого, а сказать ему спокойно о своих чувствах, например, «Неприятно, когда ты так делаешь», «Злюсь на тебя». Это будет конструктивно.

Такой же тактике общения следовало бы научиться и родителям.

Что делать, если ребенок ведет себя неадекватно давно

Бывает и такое, что ребенок проявляет асоциальные черты в поведении, так как у него не установлены границы дозволенного, и он не понимает причинно-следственной связи между поведением и его последствиями. Тогда, скорее всего, нарушение поведения отмечается у него давно и для вас не является открытием. В этом случае возможны такие варианты:

  • Изменить тактику отношений с ребенком, дать ему понять, что не все допустимо. Более внимательно изучить с ребенком правила поведения в школе. При этом подключить к воспитанию ребенка того, кто сможет научить его хорошему поведению, записать на занятия к педагогу-психологу.
  • Показать ребенка детскому психиатру и/или неврологу, чтобы врач его обследовал, дал свое заключение и при необходимости назначил курс лечения. В некоторых случаях нарушения поведения ребенка могут свидетельствовать об органических поражениях головного мозга. Как правило, это происходит во время беременности или вследствие черепно-мозговых травм, а также сильных стрессов. Неадекватные действия могут говорить и о психической патологии с нарушением поведения и социальной дезадаптацией. Невролог диагностирует нарушение работы нейронных связей центральной нервной системы на уровне анатомии, наблюдает за их проявлениями во время своего обследования, детский психиатр имеет дело с последствиями этих нарушений, которые заметны в поведении, общении, учебе.

Бояться обращения к психиатру не стоит. Родители не должны быть безразличны к проблемам своих детей. Психиатр постарается помочь вам и вашему ребенку. Если все окажется в порядке, вы сможете исключить из причин неадекватного поведения школьника психические отклонения.

Дальше все можно будет уладить с помощью улучшения доверительности ваших отношений с ребенком. Помимо всего вышесказанного, надо учить сына или дочку не реагировать на провокации одноклассников, учить их самоконтролю, самообладанию, спокойствию. Чтобы эта форма поведения у вашего чада закрепилась, необходимо за каждый хороший поступок его хвалить.

Но и про выражение эмоций забывать нельзя, держать их в себе тоже неправильно.

Источник: https://roditeliz.ru/school/neadekvatnoe-povedenie-rebenka-v-shkole-kak-ispravit.html

Неадекватное поведение ребенка: причины и что делать родителям ❗️☘️ ( ͡ʘ ͜ʖ ͡ʘ)

Неадекватное поведение ребенка в школе что делать

Каждый родитель мечтает о том, что его чадо будет послушным и спокойным. Но в реальности мы часто сталкиваемся с неадекватным поведением и не знаем, что делать, когда ребенок начинает вести себя странно.

Такое поведение может выражаться по-разному, и взрослым кажется, что видимых причин для этого нет.

На самом деле, странные поступки маленького человека имеют ряд обоснований, и родители должны знать, по какой причине их ребенок начинает проявлять агрессию, замыкаться в себе, скандалить.

Неадекватное поведение поддается корректировке, но делать это нужно правильно, чтобы не нарушить неокрепшую психику маленького человека.

Он требует к себе внимания

Во многом, родители сами виноваты, если у малыша начинается необоснованная, на первый взгляд, агрессия. Когда он спокойно играет, мама с папой могут заниматься своими делами и не подходить к малышу.

Как только сын или дочь начинают кидать мяч в телевизор, таскать кота за хвост, раскидывать игрушки, мы тут же бежим к детям.

У ребенка быстро формируется осознание того, что внимание родителей можно привлечь плохими поступками.

Это касается не только маленьких детей, но и школьников.

Некоторых учеников нужно постоянно успокаивать на уроках, и это сигнализирует о том, что они требуют к себе повышенного внимания взрослых.

Что нужно делать родителям?

Не оставляйте сына или дочь надолго, даже если они мирно собирают конструктор или рисуют картинку. Подойдите, похвалите за успехи, предложите поиграть вместе. Не бегите сразу же, если заметите, что малыш начинает активные игры.

Естественно, вы боитесь, что он может что-то сломать или испортить. Но в том случае, когда его игры не несут опасности здоровью и жизни, подождите немного и понаблюдайте издалека.

Возможно, малыш взял палку не для того, чтобы разбить окно, а будет кататься на ней, как на лошадке.

Дети показывают, кто в доме хозяин

В определенном возрасте ребенку нужно понять, кто сильнее: он или взрослые. По этой причине начинаются истерики в магазине игрушек. Он катается по полу, громко кричит и требует купить именно эту машинку.

Скорее всего, она ему и не нужна, но ребенку важно понять, сможет ли он добиться того, чтобы мама исполнила его требования. Взрослые часто путают эти два пункта: они думают, что таким поведением малыш привлекает их внимание.

Определить цели его истерики очень просто.

Если после вашего замечания сын/дочь успокоится, значит, они просто привлекали ваше внимание.

В том случае, когда поведение после сказанных слов становится еще хуже, цель у ребенка – показать, что он имеет над вами власть.

Как должны себя вести взрослые?

Всегда предоставляйте детям выбор: «Ты выбираешь синее платье или розовое?», «Мы пойдем в магазин или поедем в детский центр?». Дети быстро начинают понимать, что они имеют право голоса, с ними считаются и прислушиваются к их мнению. Важно, чтобы все предлагаемые варианты родителей тоже устраивали.

Детский страх

Ребенок боится, что его старания не оценят, накажут, отругают. Когда дети боятся, они прячутся: под стол, в другую комнату или уходят в себя. Вот почему ученики вдруг начинают плакать перед экзаменом, или возникает агрессивное поведение. Страх может проявляться по-разному:

  • я боюсь, поэтому лучше нападу первым;
  • от страха куда-нибудь убегу;
  • замру, а еще лучше, закрою глаза.

Родители должны всегда подбадривать, хвалить своих детей. Для ребенка очень важно, что мама с папой всегда встанут на его сторону и поддержат, несмотря на ситуацию. Но хвалить нужно искренне и только в том случае, когда поведение этого заслуживает. Дети чувствуют, когда им льстят и заискивают, поэтому обманывать их нельзя.

Месть за обиду

Часто агрессивное поведение из-за обиды на близких людей ребенок переносит на всех взрослых. Он пока не может мстить маме и папе, потому что они – самые родные, их любовь нужна, как воздух.

Но, например, может затаить обиду на маму с папой за то, что они отправили его на три месяца к бабушке, хотя ему так хотелось остаться с родителями.

Ребенку может показаться, что они его бросили, потому что больше не любят, и он начнет неадекватно себя вести со всеми взрослыми: с бабушкой, дедушкой, воспитателем в детском саду, проходящей мимо тетей и т.д.

Заниженная самооценка

Несколько десятилетий назад детей воспитывали, как помощников, с раннего детства. Они еще не ходили в школу, но родители их отправляли в магазин за хлебом, доверяли мыть посуду, поливать цветы. В наше время чашки и тарелки моет посудомоечная машина, продукты привозят на дом, а родители могут работать, не выходя из дома.

Количество сфер, где ребенок смог бы проявить свою самостоятельность и помочь взрослым, значительно сократилось. Это формирует заниженную самооценку, как и брошенные слова взрослых: «Если не будешь хорошо учиться, не сможешь заработать много денег».

Маленький человек начинает чувствовать свою ненужность, неспособность сделать что-то полезное, чего-то добиться в жизни.

Родителям нужно научиться доверять своим детям.

Мама может вместе с малышом заниматься уборкой или готовить обед, вместо того, чтобы давать ему планшет, чтобы спокойно сделать что-то по дому. Если папа возьмет сына с собой в гараж и попросит подержать какой-то нетяжелый инструмент, мальчик почувствует свою значимость и будет рад помочь отцу.

Что делать в этом случае?

Старайтесь установить тесный контакт с детьми, разговаривайте с ними обо всех проблемах, решайте вместе какие-то семейные вопросы. Очень важно научить сына или дочь озвучивать свои эмоции: «Что ты чувствуешь в данный момент?». С раннего возраста спрашивайте, какую эмоцию сейчас переживает малыш: ярость, ревность, обиду, разочарование, счастье, радость.

Каждый ребенок уникален, и родители обязаны прислушиваться к своим детям, не игнорировать их желания и потребности, быть рядом с любой ситуации.

Никогда не говорите сыну или дочке: «Такая вредная и злая девочка/мальчик мне не нужна/не нужен». Дети должны чувствовать, что их любят не за поведение, а просто за то, что они есть. Если с раннего детства установить дружеские взаимоотношения, участвовать в жизни детей, поддерживать и помогать в любой ситуации, разобраться в непростом поведении будет значительно проще.

Источник: https://detki.guru/vospitanie/sovety-roditelyam/neadekvatnoe-povedenie-rebenka.html

«От него все стреляются»: как избавить класс от ученика с деструктивным поведением

Неадекватное поведение ребенка в школе что делать

«У нас Давид посреди контрольной включил на полную громкость какую-то тупую музыку. Татьяна Владимировна стала с ним разбираться, кричать, дневник отобрала. Все отвлеклись, время потеряли, я тоже. Не успела все решить», — объясняет мне дочь тройку по математике. Оценка, конечно, на ее совести, но о подобных выходках Давида она рассказывает то и дело.

Такие дети есть в большинстве классов — независимо от престижа школы и возраста учеников. Они могут кричать на уроках (о переменах и говорить нечего), лупить соседей по парте, обзывать одноклассников, хамить учителям.

Могут вытворять и вещи похуже: воровать, распивать алкоголь в школе, употреблять психотропные вещества и склонять к этому одноклассников. Но такие случаи мы рассматривать не будем — здесь все и проще, и сложнее одновременно: противоправные поступки находятся в ведении полиции.

И если вина ученика будет доказана, убрать его из класса нетрудно.

А как быть тем, кто несколько часов в день находится в одном помещении с неуправляемым одноклассником, который может и харкнуть, и оскорбить, и завопить, но при этом никаких правонарушений не совершает? В первую очередь этот вопрос волнует родителей. На родительских форумах описаний «неадекватов» в классе и того, что они вытворяют, — очень много.

Вот лишь несколько цитат от пользователей сайта umama.ru.

— Ребенок полный неадекват, родителям до фонаря, вчера … требовал в раздевалке подать его одежду, потому что не может ее сам найти … причем требовал грубым матом, свидетели есть.

— Ходили летом в пришкольный лагерь, там Вася пряжкой от ремня разбил одному мальчику голову. Вызывали родителей, скорую, улеглось …Теперь объектом для Васи стал мой сын.

По мелочи рассказывать не буду, но сегодня Вася зарядил ему по уху так, что сын некоторое время ничего не слышал.

[Потом] Вася расцарапал однокласснице МЕЛОМ лицо! Вы представляете, как надо давить на мел, чтобы на лице были царапины?

— У сына был похожий одноклассник, доставал всех, включая классную.

Вот вроде нормальный ребенок, но то на соседа гуашь выльет, у того по всему пиджаку желтая краска растеклась, то мел на уроке ест, то все сидят контрольную пишут, а он сотовый свой разбирает-собирает, ну и лупил всех. Классная каждый день родителей его вызывала на беседы, ее трясло уже потом при одном только упоминании его фамилии.

По словам психологов, «неадекватов» можно разделить на несколько групп:

  • дети с нарушениями здоровья, которые просто физически или психологически не могут долгое время сидеть на одном месте и заниматься каким-то одним видом деятельности;
  • ученики из неблагополучных семей — дети алкоголиков, наркоманов, живущие без родителей, с пожилыми опекунами, бабушками, дедушками, которые в силу возраста не могут обеспечить должное воспитание;
  • избалованные дети.

Подход можно найти к школьникам из любой группы, уверены и родители, и педагоги со стажем.

— В моей практике был случай: в одном из классов появилась такая группа учеников — никому не давали нормально учиться, обижали тех, кто послабее, задирали девочек, курили за школой. Лидер, как водится, один — собрал команду и терроризировал всех вокруг. От них страдала вся параллель — и дети, и учителя. На одном из педсобраний я сказала: возьму его к себе в класс.

А мой класс был дружным, обижать кого-то, насмехаться — такого в привычке у ребят не было. Вначале он пытался и у меня какие-то свои порядки установить, но в итоге перенял тот тип поведения, что был у большинства. Сейчас он уже вырос, выучился, семью завел.

Недавно встретились с ним на улице, говорит: «Если бы не вы, Елена Викторовна, попал бы после школы в тюрьму, и все».

Найти подход к ученику и его родителям

Специалисты отмечают: любое неадекватное поведение — это крик ребенка о помощи, желание привлечь к себе внимание. «Ни один человек не рождается правонарушителем, преступником.

Если поведение школьника выходит за границы того, что мы привыкли считать адекватным, надо разбираться с причинами, а их, как правило, всего две: или здоровье, или отношения в семье. И то, и другое можно корректировать.

И чем раньше этим заняться, тем меньше будет возможностей для развития деструктивного поведения», — уверена педагог.

К сожалению, не каждый учитель будет искать подход к сложным детям. Сказывается и нагрузка, которая лежит на преподавателях, и какие-то другие причины, нежелание или неопытность — ведь часто в начальной школе и среднем звене работают только что окончившие вуз или педколледж учителя, которые просто пока не умеют работать с такими детьми.

Родители трудного ребенка — еще одна сложность: далеко не всегда они сами отличаются адекватностью.

И речь даже не идет о неблагополучных или, по законодательной терминологии, социально опасных семьях: работа с учениками из таких семей регламентирована несколькими документами, начиная от Семейного кодекса и ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и заканчивая методическими рекомендациями Минобра.

По закону, на школу возлагается обязанность выявлять несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; оказывать помощь в воспитании и обучении детей из социально опасных семей; вести индивидуальную профилактическую работу с обучающимися, имеющими проблемы в поведении, обучении, развитии и социальной адаптации.

Гораздо труднее общаться с родителями, которые просто не замечают деструктивного поведения своих отпрысков. В разговорах с классным руководителем и с родителями одноклассников они встают горой на защиту своего ребенка. С одной стороны, это правильное родительское поведение: прилюдно ребенка защищать нужно.

Но адекватные родители при этом способны услышать информацию, выявить главное и дома, наедине с ребенком, спокойно обсудить ситуацию, выяснить подробности, объяснить, если ребенок был неправ.

Другое дело, когда родители закрывают глаза на проделки своих детей, склонны оправдывать их поведение, обвиняя при этом других школьников или учителей в провоцировании конфликта.

В обсуждениях на родительских сайтах нередко пишут, что родители попросту отмахиваются от обвинений в адрес своего ребенка. «Да ваш первый начал, а мой только сдачи дал», «Мой ребенок на такое неспособен», «Вы все придумываете о моем Петеньке, чтобы своего Ивана выгородить!» — типичный набор фраз родителей «неадекватов».

— У нас в классе похожая ситуация. Уже есть девочка с печеночным кровотечением, мальчик с переломом челюсти… И этот УРОД (кстати, недавно устроивший на перемене сеанс демонстративного онанизма — прямо в классе, пока учительница вышла) преспокойно ходит в школу, а его мамаша на все жалобы реагирует: «Что вы на моего ребенка накинулись? Он гипердинамичный и ВЕСЕЛЫЙ мальчик».

Доказать таким родителям, что их ребенок действительно ведет себя неадекватно, можно, используя современную технику: записать драку или словесную перепалку на видео и предъявить запись в качестве аргумента.

Родительский комитет должен внимательно изучить школьный устав, в котором прописаны правила поведения в образовательном учреждении. Случаи нарушения устава нужно фиксировать для дальнейшей аргументации. Кстати, фиксация таких нарушений входит в обязанности классного руководителя. Как и объяснение педсовету, почему не удалось избежать конфликта.

Зачем школе медиаторы

Справедливости ради стоит отметить, что иногда действительно сложно установить, кто виноват в той или иной ситуации: учитель может «назначить» виновным ребенка, который был замечен в деструктивном поведении, но не выяснить реальную причину конфликта.

В 2010 г. российские законодатели подписали документ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Согласно этому закону, в школах должны быть созданы службы примирения (или медиации): специальный орган, состоящий из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку.

Их задача — урегулировать и минимизировать конфликты, возникающие как между учениками, так и между школьниками и преподавателями.

В Свердловской области, по данным директора Центра медиации Ольги Махневой, действует порядка 400 школьных служб примирения.

К слову, есть такая и в школе, где учится моя дочь. Но ничего о ее существовании она не знает. «Если такая служба у нас есть, почему они ничего не делают с этими уродами из 7 «В»: вчера сидим с Никой на перемене, болтаем, они просто проходили мимо, ударили меня портфелем по голове, Нику — по спине, обозвали и ушли как ни в чем не бывало», — возмущенно рассказывает мне Лера.

Если в классе есть ученик, который создает конфликтные ситуации, школьная служба примирения должна провести работу как с ним, так и с его родителями. Предпринять какие-то шаги медиаторы смогут после того, как зарегистрируют соответствующее обращение — оно может быть как от других учеников, так и от родителей, и от преподавателей.

Узнайте, есть ли в вашей школе служба примирения (медиации), и обратитесь туда с жалобой на ученика с деструктивным поведением. Служба примирения должна не только разобрать конкретную ситуацию и провести разъяснительную беседу, но и через какое-то время проверить, как развиваются события, полностью ли исчерпан конфликт.

Четыре действенных буквы — ПМПК

Если поведение сложного ребенка никак не меняется, родительский комитет может ходатайствовать перед классным руководителем о том, чтобы ученика направили на психолого-медико-педагогическую экспертизу (ПМПК).

Это комиссия, которая состоит из специалистов разных сфер — медиков, психологов, педагогов, которые с помощью разных тестов должны определить, может ли ребенок учиться в общеобразовательной школе либо ему будет лучше в коррекционном классе или на домашнем обучении.

Академические задолженности, асоциальное поведение, неумение адаптироваться в коллективе — это основания для направления детей на ПМПК. Еще одна категорией детей, которой необходимы рекомендации комиссии, — подозреваемые, обвиняемые либо подсудимые по уголовному делу несовершеннолетние дети.

Обычно угроза ПМПК заставляет родителей плотнее заняться воспитанием: мало кому хочется, чтобы его ребенок попал в специализированное учебное заведение.

Но здесь есть существенная сложность: провести такую экспертизу возможно только на основании заявления от родителей или законных представителей ребенка или с их письменного согласия.

Да и результаты экспертизы носят рекомендательный характер: если родители, несмотря на выводы ПМПК, не захотят перевести ученика в специализированную школу, выгнать из класса его никто не сможет.

Выход в данной ситуации один: родители других учеников совместно с классным руководителем должны объяснить, что прохождение ПМПК — лучший (или единственный) вариант для ребенка.

— Все родители подключили своих знакомых во всех инстанциях. Поставили на учет в милицию, постоянно проверяла родителей опека, с родителями мальчика постоянно разговаривали другие родители, не давая уходить от разговора. Угрожали. Может, жестко поступили, но родителей того мальчика и самого мальчика задавили в итоге, и в классе наступил мир и покой.

Некоторые родители используют совсем непедагогические меры, чтобы приструнить мешающего всем ученика. Главное — не переходить грань закона и попробовать вначале более правомерные способы.

— У знакомой в 8-м классе сын был, образовалась подобная неразрешимая проблема. Учителя не справляются, одноклассник срывает уроки. Знакомая — тетенька решительная, пришла, посидела на уроках. При ней хулиган присмирел.

Оказалось, что она подошла к нему и пообещала физически расправиться. Комплекция позволяла. Он ей, конечно, сперва загонял, что она не имеет права, но она ему объяснила, что ей пофиг на права, с ментами она договорится, а ему от этого легче не будет.

Вот такая непедагогичная история.

Жестко, но эффективно

Наиболее жесткие меры, которые могут применяться к ученикам с деструктивным поведением, — штраф и исключение из школы. Но они работают только в старших классах: учеников до 15 лет исключить из образовательного учреждения на законных основаниях невозможно.

Административный штраф накладывается на ребенка, совершившего серьезное правонарушение — начиная от порчи школьного имущества или кражи и заканчивая появлением в школе в состоянии опьянения. Штраф будут выплачивать его родители, законные представители или опекуны.

Менее жесткая, но тоже эффективная мера — постановка неблагополучного ученика на внутришкольный учет (ВШУ). В этом случае ученик и его семья попадают под пристальное внимание школьного психолога, социального педагога, педсовета школы, в особых случаях подключается опека.

Ребенок, поставленный на ВШУ, в обязательном порядке должен заниматься с психологом, в зависимости от ситуации занятия могут проводиться и с родителями. Педагоги могут в любой момент прийти с проверкой в семью ученика. Как правило, такой контроль отрезвляет и самого нарушителя, и его родителей, а занятия со специалистами дают положительный эффект.

Родители одноклассников могут ходатайствовать, чтобы ученика поставили на учет, если он:

  • систематически пропускает без уважительных причин учебные занятия;
  • был замечен в попрошайничестве;
  • неоднократно нарушал устав школы и правила поведения обучающегося;
  • не успевает по многим школьным предметам;
  • был замечен в употреблении психоактивных веществ.

Если, несмотря на принятые меры, ни учащийся, ни его семья не отреагировали на ситуацию, родительский комитет и педагоги, в соответствии с ФЗ «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», имеют полное право обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних.

Но все-таки главное правило, которым следует руководствоваться тем, кто мечтает избавить класс от неприятного ученика: не навреди.

«Иногда ни педагог, ни собственные, ни другие родители не задумываются, что они пытаются бороться… с ребенком. И это ужасно.

Надо стараться его услышать, понять, а борьба способна лишь сделать из ребенка изгоя и потенциального преступника», — считают опытные педагоги.

Иллюстрации: Сергей Логинов для 66.ru; архив 66.ru

Источник: https://66.ru/news/society/196383/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.