+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Налоговая выставила требование об уплате налога

Содержание

Сроки направления требования об уплате налога и сбора

Налоговая выставила требование об уплате налога
Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Налоговое право » Уплата налогов и сборов » Сроки направления требования об уплате налога и сбора

Требование об уплате налога и сбора может быть выставлено в нескольких случаях.

Для максимального соблюдения действующих норм и правил, а также в целях защиты законных интересов налогоплательщиков, налоговое законодательство РФ устанавливает четкие сроки, в которые каждый налогоплательщик должен быть уведомлен о срочной необходимости уплаты того или иного налога и сбора.

Несоблюдение налоговым органом установленных условий по уведомлению того или иного налогоплательщика ведет к тому, что несвоевременно направленное уведомление теряет свою юридическую силу.

Соответствующе оформленное требование об уплате налога должно быть направлено уполномоченным органом налогоплательщику в установленный 3-х месячный период с того момента, когда существующая недоимка была выявлена и поставлена на учет.

В установлении допустимого срока определенную роль играет и сумма имеющейся недоимки. Если она не превышает 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено лицу в период, равный одному году со дня непосредственного обнаружения и фиксирования недоимки.

В данном случае допустимый срок предъявления требований увеличивается в связи с перевесом затрат действий налоговых органов в сравнении с взыскиваемой суммой недоимки.

Исключениями будут являться случаи, когда обнаружение недоимки в том или ином размере стало результатом ранее проведенной налоговой проверки. Тогда, после вынесения официальных результатов данной проверки и фиксирования недоимки, налоговый орган должен направить свои требования о ее погашении в течение 20 дней с момента проведения данной проверки.

Требования о погашении задолженности могут быть направлены как самому лицу-налогоплательщику, так и ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков.

Требование об уплате того или иного налога составляется в письменной форме и, как правило, в одном экземпляре. Исключения составляют случаи, когда документ направляется налогоплательщику по почте заказным письмом.

После того, как на втором документе была проставлена отметка налогоплательщика, либо его представителя, о получении, данный экземпляр возвращается в налоговый орган и хранится там.

Правила установления срока исполнения требования об уплате

Сроки направления требования об уплате налога и сбора устанавливаются действующим законодательством РФ и, в дальнейшем, местными налоговыми органами. Исчисление срока всегда начинается с момента обнаружения недоимки. С этого времени у налогового органа появляется полноценное право на предъявление финансовых требований к налогоплательщику.

Факт выявления недоимки, в обязательном порядке, фиксируется налоговым органом по установленным правилам. Документ, свидетельствующий о выявлении недоимки, является внутренней налоговой бумагой и налогоплательщику не направляется.

Нередко недоимки выявляются и во время производства по делу о налоговом правонарушении. В таком случае, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее, чем в течение 10 дней со дня обнаружения недоимки.

Законодательство РФ устанавливает минимальный срок, в течение которого требование налогового органа должно быть исполнено налогоплательщиком. Данный срок равен 8 дням с момент получения уведомления.

 В тех случаях, когда требования об уплате направляется налогоплательщику в электронном виде, установленный срок увеличивается до 20 календарных дней, в отношении физических лиц, которые не являются индивидуальными предпринимателями – до 30 дней.

До окончания срока, предусмотренного для добровольного исполнения требований налогоплательщиком, налоговый орган не может применить дополнительные принудительные меры, например, в виде пеней или штрафов.

В судебной практике нередко встречаются случаи, когда решение налогового органа о принудительном взыскании долгов с налогоплательщика за счет его имущества, было признано незаконным именно потому, что оно было вынесено в период до истечения установленного законодательством срока для добровольного исполнения налоговых требований.

Только после истечения установленного периода, налоговый орган может приступать к следующему этапу – выбору определенной принудительной меры для взыскания.

Срок исполнения требований об уплате налога, как правило, представляет собой стандартные цифры – 8, 20, 30 дней и один календарный год. Но, в определенных случаях он может быть увеличен, либо уменьшен, в зависимости от конкретных индивидуальных обстоятельств. Конечный результат устанавливается уполномоченным налоговым органом, но минимальное значение срока – 8 дней сократить нельзя.

Несоблюдение сроков направления требования об уплате

В налоговом праве сроки играют огромную роль, причем это напрямую касается не только налогоплательщиков и их обязательств, но и самих налоговых органов, действия которых не должно противоречить действующим нормам и правилам. Еще более важное значение приобретают сроки, когда речь идет о взыскании определённой материальной суммы для погашения налоговой задолженности.

Итак, если налоговый орган не проводил проверку, а недоимка составила сумму более 500 рублей, информирование налогоплательщика и предъявление соответствующих требований о погашении долга должно быть осуществлено в течение 3-х месяцев со дня обнаружения данной недоимки.

Если задолженность так и не была погашена, решение о взыскании может быть принято налоговым органом сразу после истечения установленного срока, но не позднее, чем в течение двух календарных месяцев после данного периода.

В действующем налоговом законодательстве РФ не установлено четких сведений о том, какую ответственность будет нести налоговый орган при нарушении установленного срока для предоставления требований об оплате.

Существуют множественные судебные решения, подтверждающие тот факт, что несоблюдение инспекциями установленных сроков по предъявлению требований не лишает их дальнейшей возможности взыскания различных штрафов и пеней. Помимо этого, данный факт не влечет изменения остальных сроков, предусмотренных законодательством РФ.

С другой стороны, судебная практика содержит в себе немало прецедентов, в которых действия налоговой инспекции были признаны незаконными, по причине несоблюдения установленных сроков и, как следствие, грубых нарушений действующего законодательства.

В таких случаях судебный орган нередко ставал на сторону налогоплательщика и освобождал его от необходимости оплаты выявленной ранее недоимки по причине неправомерных действий со стороны налоговых органов. Таким образом, в данном вопросе нет официальной и единственной позиции.

Как правило, во внимание принимаются различные, дополнительные обстоятельства, которые помогают судебному органу принять наиболее оптимальное и справедливое решение, максимально защитив интересы, как налогоплательщиков, так и представителей налоговых органов.

В тех ситуациях, когда налогоплательщик не согласен с решением налогового органа о принудительном взыскании денежных средств, наложении ареста на имущество, либо о начислении пеней и штрафов за просрочку исполнения обязательства, он имеет полное право на обращение в судебный орган.

Разбирательство данных дел входит в компетенцию Арбитражного суда. Заинтересованному лицу следует подать иск, в котором необходимо указать имеющиеся требования и обосновать их.

В качестве основного доказательства нужно представить первоначальное требование налогового органа о срочной уплате существующей недоимке. В данном документе, в обязательном порядке, должен быть прописан срок, в который данная недоимка должна быть погашена. Затем следует представить в суд окончательное решение налоговой инспекции о принудительном взыскании денежных средств.

Источник: https://advokat-malov.ru/uplata-nalogov-i-sborov/sroki-napravleniya-trebovaniya-ob-uplate-naloga-i-sbora.html

Ответ на требование об уплате налога, если налог оплачен

Налоговая выставила требование об уплате налога

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

[2]

Налогоплательщик (физическое лицо) своевременно оплатил транспортный налог. Налог уплачивался через банкомат посредством использования банковской карты (подтверждающими уплату налога квитанциями являются чеки банкомата). Распечатка платежей, которая была взята в банке, позволяет идентифицировать произведенный платеж как налоговый и заверена сотрудником банка. После истечения срока для уплаты налога из налоговой инспекции им было получено налоговое уведомление о необходимости уплаты данного транспортного налога и начислена пеня. Обратившись в налоговую инспекцию, выяснилось, что налог не оплачен. В ответ на это налогоплательщиком в налоговую инспекцию подано заявление, приложены квитанции об оплате данного налога. Налоговая инспекция после проверки по заявлению выяснила, что деньги банком не перечислены, а сам банк на запрос налоговой инспекции ответил, что такого платежа не выявлено. Между тем имеется квитанция об уплате налога, налогоплательщик в данном банке взял распечатку всех платежей со своего счета, в которой такой платеж отражен.

Как в данной ситуации быть налогоплательщику? Обязан ли он исполнять требования налогового органа о повторной уплате налога и пени?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации налогоплательщик надлежащим образом исполнил обязанность по уплате транспортного налога.

Соответственно, он не обязан исполнять требования налогового органа о повторной уплате налога, а также пени, основания для начисления которой отсутствуют.

Налогоплательщик может обжаловать указанные требования налогового органа в установленном НК РФ порядке.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами: — Энциклопедия решений. Обжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц; — Энциклопедия решений. Досудебное обжалование ненормативных актов налоговых органов, действий и бездействия их должностных лиц; — Энциклопедия решений.

Порядок подачи жалобы (апелляционной жалобы) в вышестоящий налоговый орган; — Энциклопедия решений. Сроки принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе (апелляционной жалобе). Когда можно обращаться в суд; — Энциклопедия решений. Сроки подачи жалобы (апелляционной жалобы) в вышестоящий налоговый орган;

— Энциклопедия решений.

Порядок рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) вышестоящим налоговым органом и виды принимаемых решений.

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Арыков Степан

Контроль качества ответа: Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

16 февраля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Пояснительная записка в налоговую по требованию — образец

Образец пояснительной записки в налоговую по требованию может пригодиться вам в том случае, если инспекция запросит пояснения по каким-либо показателям, отраженным в сданной отчетности. В статье мы расскажем, в каких случаях такое требование возможно, а также приведем образцы пояснений на две самые распространенные просьбы налоговиков.

Подробнее смотрите нашу видеоинструкцию о заполнении пояснений по убыткам.

Пояснительная записка в налоговую: когда ее нужно представить

Ситуации, когда при камеральных проверках налоговики вправе истребовать пояснения, приведены в п. 3 ст. 88 НК РФ. К ним относятся:

  1. Выявление в декларации ошибок или противоречий, а также нестыковка между показателями декларации и сведениями, имеющимися у налоговиков. В этом случае инспекторы потребуют пояснить несоответствия или исправить отчетность.
  2. Подача уточненной декларации или расчета, в которых сумма налога к уплате меньше, чем в представленных изначально. Здесь налоговики вправе требовать пояснения к измененным показателям.
  3. Представление декларации по налогу на прибыль с убытком. В этом случае контролеры попросят обосновать убыток.

Срок на представление указанных пояснений — 5 рабочих дней с момента получения требования (п. 3 ст. 88, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Подробнее о процедуре камеральной проверки читайте здесь.

Что нужно знать о требовании

Во-первых, в некоторых случаях инспекцию следует уведомить о получении требования о представлении пояснений (см. письмо ФНС РФ от 27.01.2015 № ЕД-4-15/1071).

О том, когда и как это сделать, каковы последствия нарушения этой обязанности, читайте здесь.

Источник: https://nalogcrimea.ru/otvet-na-trebovanie-ob-uplate-naloga-esli-nalog-oplachen/

Обжалование требования об уплате налога

Налоговая выставила требование об уплате налога

По результатам налоговой проверки декларации, если контролеры обнаружили в ней неточности, приведшие к занижению размера налоговой базы, налогоплательщику направляется требование об уплате налога. Аналогичный документ компания или индивидуальный предприниматель может получить и при наличии недоимок за прошедшие периоды, в том числе, если речь идет о задолженности по штрафам и пеням.

Требование об уплате налога

Образец требования об уплате налога утвержден приказом ФНС России от 13 февраля 2021 года № ММВ-7-8/179@. В приложении №2 к этому документу приведен бланк, которым обязаны пользоваться все инспекции при выставлении требований о погашении недоимок по налогам, сборам, штрафам и пеням.

В документе обязательно должны содержаться данные о сумме задолженности, размеру пеней на дату составления требования. Отдельно прописывается и сам срок исполнения требования об уплате налога или иных сумм.

Статья 69 Налогового кодекса обязует контролеров также указывать в требовании основания для взимания налога и ссылки на соответствующие статьи Налогового кодекса, которые устанавливают обязанность перечислить ту или иную сумму в бюджет.

Срок исполнения требования об уплате налога – 8 дней с даты его получения. Впрочем, в самом документе может быть установлен иной срок, который в случае его указания является приоритетным.

Законодательно установлены и сроки, в течение которого контролеры могут выставлять требование налогоплательщику. Они в данном случае будут зависеть от ситуаций, по которой возникла недоимка (ст. 70 НК РФ).

Все выше перечисленные моменты оформления требования об уплате налогов должны неукоснительно соблюдаться инспекторами при составлении документа. Любая погрешность в этом процессе сама по себе может быть основанием для обжалования требования.

Право на обжалование требования

Надо сказать, что требования об уплате налогов по сути своей в основном бывают справедливы, то есть контролеры не предъявляют к уплате несуществующих долгов.

Довольно часто при получении требования проблема кроется в несвоевременном перечислении каких-то налогов и сборов, просрочках подачи отчетов или других нарушениях, привозящих к штрафам.

Иногда случаются и такие ситуации, когда в отчете налогоплательщик указывает по ошибке завышенный налог, но перечисляет в бюджет правильную сумму – в таком случае при получении требования необходимо скорректировать ранее поданную декларацию.

Либо же перечисление в бюджет было совершено с ошибкой в платежных реквизитах, таким образом плательщик уверен, что свои обязательства перед бюджетом он выполнил, но в ИФНС за ним числиться недоимка. В этом случае логичным решением будет пройти дополнительно сверку с бюджетом с целью проверки перечня совершенных платежей.

Однако, если видимых причин для доначисления налогов или санкций нет, и налогоплательщик не согласен с выдвинутыми требованиями, то ему предоставляется возможность отстоять свою точку зрения о корректности перечисленных сумм налогов или отсутствии задолженностей.

Порядок обжалования требования об уплате налога

Возможность обжалования актов налоговых органов закреплено в статье 137 Налогового кодекса.

В принципе, оспорить можно любой ненормативный акт, действие или бездействие должностных лиц, нарушающие права налогоплательщика. Требование об уплате налога, считающееся ненормативным актом, также можно обжаловать.

Сделать это можно путем обращения в две инстанции: с жалобой в вышестоящий налоговый орган и с апелляционной жалобой в суд.

Компания или ИП, получившие несправедливую, по их мнению, претензию, могут выбрать наиболее подходящий для них вариант, либо подать одновременно оба варианта возражения на требование об уплате налога. Образец, установленный законом, для такого случая не предусмотрен.

Налогоплательщик просто излагает в жалобе свое несогласие с содержанием требования, ссылаясь при этом на действующие положения законодательства, а также при необходимости на имеющиеся у него документы, подтверждающие корректность его расчетов с бюджетом – например, он может представить копии платежек на перечисление сумм налога, которые якобы не были уплачены.

При составлении апелляционной жалобы изложить ситуацию стоит несколько более подробно и, что называется, с самого начала. При рассмотрении дела судьям должно быть ясно, в виду чего было выставлено требование налогового органа, с чем именно не согласен налогоплательщик, какие у него имеются доказательства несправедливости претензий со стороны налоговиков.

Выбор способа обжалования требования остается на усмотрения самого бизнесмена. Но тут нужно понимать, что у каждого из вариантов есть свои плюсы и минусы.

При обжаловании требования в выше стоящий налоговый орган нужно понимать, что на период рассмотрения жалобы действие первоначального требования не будет приостановлено.

Если при этом контролеры хотят взыскать с налогоплательщика значительную сумму долга, то это может серьезным образом отразиться на его бизнесе: сумму или заблокируют на расчетном счете или же просто спишут, направив инкассовое требование в банк.

В суд же можно обратиться с ходатайством о приостановлении исполнения обжалуемого требования. В этом случае до окончания рассмотрения дела ИФНС не сможет принудительно взыскать сумму оспариваемой задолженности.

С другой стороны, при обращении в суд нужно понимать, что подобный способ обжалования требования об уплате налога предполагает дополнительные траты, как минимум, в виде первоначальной оплаты госпошлины, а кроме того может затянуться на более длительный период времени. 

Источник: https://spmag.ru/articles/obzhalovanie-trebovaniya-ob-uplate-naloga

Срок давности взыскания налогов для физических лиц

Налоговая выставила требование об уплате налога

Банки Сегодня Лайв

Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим

А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.

Налоговая служба в последнее время применяет все возможные инструменты для обеспечения уплаты налогов в срок. Один из таких инструментов – взыскание недоимки и штрафов по налогам. Однако привлечь к ответственности должника можно только в ограниченный период времени. Какие бывают сроки давности по налогам и как они рассчитываются – мы разобрались и делимся с вами.

Уплата начисленных налогов и сборов – это прямая обязанность налогоплательщика. Налоговый кодекс РФ четко регламентирует порядок определения суммы налога и сроков его уплаты.

Пропуская эти сроки, не уплачивая налог или уплачивая его в полном объеме, налогоплательщик совершает налоговое правонарушение. Соответственно, налоговые органы имеют полное право взыскивать эту сумму в рамках действующего законодательства. Однако существуют определенные ограничения по срокам.

В гражданско-правовом законодательстве установлен срок исковой давности – это период (максимум в 3 года), в течение которого можно оспорить нарушение права по иску. Однако гражданское законодательство в части исковой давности не распространяется на налоговые отношения – тут важнее Налоговый кодекс.

Налоговым кодексом РФ устанавливается 2 вида сроков давности для налогоплательщиков:

  • срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения – означает, что если правонарушение произошло более 3 лет назад, то за него привлечь к ответственности уже нельзя;
  • срок исковой давности – означает, что налоговая может подать в суд для взыскания долга в течение 6 месяцев или 2 лет (при соблюдении некоторых условиях, о которых речь пойдет дальше) после оповещения должника.

Таким образом, важно понимать разницу между сроком исковой давности и сроком давности привлечения к ответственности.

Эти 2 срока отсчитываются независимо друг от друга. Например, если суд будет длиться больше 3 лет, то дело будет закрыто – суд просто не сможет принять решение о взыскании. При этом обязанность заплатить налог не исчезает даже по истечении 3 лет – долг продолжает числиться за налогоплательщиком, только его не получится взыскать.

Полностью списан долг может быть, например, в случае принятия судом решения о невозможности его взыскать. Тогда задолженность признается безнадежной к взысканию, после чего в соответствии с Налоговым кодексом ее списывают.

Стоит отметить, что срок в 3 года применяется не только к задолженности по уплате налогов, штрафов и пеней. Этот срок применим к ответственности за разные налоговые правонарушения, в том числе:

  • нарушения правил регистрации;
  • непредставление отчетности;
  • подача декларации несоответствующим законодательству способом;
  • нарушения правил ведения налогового учета, и т.д.

Срок исковой давности в 6 месяцев или 2 года касается непосредственно взыскания недоимки по налогам.

Как рассчитывается срок давности привлечения к налоговой ответственности

Как уже было сказано выше, статья 113 Налогового кодекса РФ устанавливает, что по истечении 3 лет после совершения налогового правонарушения плательщика больше нельзя привлечь к ответственности за это.

Однако определить момент, с которого отсчитываются эти 3 года, не так просто. НК РФ требует отсчитывать 3 года с такого момента:

  • в случае нарушения правил учета доходов и расходов (то есть, при занижении объекта налогообложения) или неуплате (неполной уплате) налога – с первого дня, наступившего после окончания налогового периода, в котором произошло правонарушение;
  • во всех остальных случаях – с дня нарушения закона.

Говоря простым языком, при неуплате налога 3 года отсчитываются, начиная со следующего налогового периода.

Рассмотрим это на примере конкретных налогов. Для налогов, которые платят физические лица (не ИП) – земельного, транспортного, на имущество и налога на доходы, который человек платит самостоятельно – периодом является год.

Согласно требованиям законодательства уплатить эти налоги нужно до 1 декабря следующего года. Соответственно, сроки будут рассчитываться так:

  • 2021 год – налоговый период;
  • до 1 декабря 2021 года нужно заплатить налог за 2021 год;
  • при отсутствии оплаты на 1 декабря 2021 года (точнее, 2 декабря, т.к. на 1 число попадает выходной) – возникает налоговое правонарушение. Начинают отсчитываться 3 года;
  • 2021 год – первый год;
  • 2021 год – второй год;
  • 2022 год – третий год;
  • с 1 января 2023 года – должника уже нельзя привлечь к ответственности за неуплату налога за 2021 год.

Как видно, за неуплату налога за 2021 год плательщика не смогут наказать только начиная с 1 января 2023 года. Но это касается только суммы за 2021 год, если же и за 2021 год налог не будет уплачен – по нему рассчитывается отдельный срок.

Однако, как указано выше, обязанность заплатить не снимается с должника. Долг будет числиться за ним вплоть до таких моментов, как:

  • уплата суммы задолженности;
  • ликвидация юридического лица или банкротство физического лица;
  • смерть физического лица;
  • принятие судом решения, по которому налоговый орган теряет возможность взыскивать долг (то есть, признание задолженности безнадежной).

Тем не менее, взыскать долг налоговая может только 3 года, что в некоторых случаях серьезно снижает сумму требований налоговой службы (например, когда насчитывают налог за квартиру за 5-10 лет, то требовать к уплате могут только налог за 3 года).

Важно, что если налоговой службой или судом было принято решение о привлечении должника к ответственности, и на момент принятия этого решения 3 года не прошли, то исполнить решение придется. Считается, что сам факт принятия решения о привлечении к ответственности прерывает 3-летний срок.

Как рассчитывается срок исковой давности по налогам

Срок исковой давности по налогам нужен для того, чтобы сотрудники налоговой службы могли оповестить плательщика о наличии долга, а в случае, если он не отреагирует – подать иск в суд.

Прежде всего стоит учесть, что с организаций или ИП налоговая может взыскать долг, даже не обращаясь в суд – в бесспорном порядке. Считается, что если в ИФНС начислили долг, то предприниматель должен его оплатить без всяких вопросов.

В этом случае после отказа заплатить налоги по требованию, налоговая издает решение о взыскании долга, затем направляет платежное требование в банк, где открыты счета должника. Если на счетах должника есть достаточная сумма, то ее банк обязан ее перечислить на указанный счет бюджетной системы.

С обычных граждан (которые не являются ИП) взыскать долг можно только в судебном порядке. Для этого в ИНФС должны прежде всего выставить требование об уплате налога должнику.

Однако общий процесс сложный и включает в себя несколько этапов:

  • сначала налоговая «обнаруживает» недоимку. Происходит это автоматически на следующий день после окончания срока для оплаты (разумеется, если налог не был уплачен);
  • затем ИФНС выставляет требование об уплате налога. Выставляют его в течение 3 месяцев после того, как долг обнаружен (для долгов меньше 500 рублей этот срок составляет 1 год). Есть несколько особенностей, связанных с доначислением налогов по итогам проверки, но это относится скорее к организациям. В требовании об уплате указывается сумма долга, пояснение о его происхождения, реквизиты для уплаты и предельный срок для оплаты (если срок не указан, он равен 8 рабочим дням).
  • если в течение 2 месяцев после того, требование было направлено должнику, он не оплатил долг, то принимается решение о взыскании. Подать в суд ИФНС может в течение 6 месяцев после даты, указанной в требовании. С учетом 2 месяцев ожидания остается 4 месяца.

Срок в 6 месяцев касается случаев, когда ИФНС взыскивает денежные средства в сумме более 3 000 рублей. Если объектом взыскания будет другое имущество, срок составит до 2 лет.

А при сумме долга меньше 3 000 рублей налоговая будет «ждать», пока сумма превысит это значение, но не больше 3 лет. Если и через 3 года долг будет меньше 3 тысяч, в суд подадут для взыскания накопленной суммы. Но с учетом срока давности привлечения к ответственности (3 года), взыскать долг будет фактически невозможно.

Таким образом, после получения из ИНФС требования об уплате налогов его нужно исполнить обычно в течение 8 рабочих дней. В противном случае, через 2 месяца стоит ждать повестки в суд.

В каких случаях срок исковой давности может быть увеличен

Итак, после возникновения долга в течение 3 месяцев налоговая может выставить требование, если его не оплатить – то еще через 2 месяца может подать в суд.

Но бывает так, что ИФНС не подает в суд на должника в установленный срок. Причин может быть несколько, основная из них – сильная загруженность налоговиков, которые не всегда могут найти время для взыскания долга в несколько тысяч рублей.

В этом случае, выждав все сроки исковой давности (то есть, 6 месяцев со дня, указанного в требовании), должник думает, что освободился от своего долга. Однако срок исковой давности может быть восстановлен судом.

Основное условие для того, чтобы суд принял такое решение – это то, что сроки исковой давности были пропущены по уважительной причине. В каждом конкретном случае причины восстановления срока рассматриваются индивидуально.

При этом Пленум Высшего арбитражного суда указывает, какие причины суд не сможет принять для восстановления сроков исковой давности:

  • задержки из-за согласования с руководством вопроса о подаче судебного иска;
  • командировка или отпуск ответственного сотрудника ИФНС;
  • смена руководства или иные кадровые перестановки в налоговой;
  • другие внутренние организационные причины.

Поэтому, если ИФНС подаст иск в суд после окончания установленных сроков, суд будет смотреть – насколько уважительной была причина для задержки.

Срок давности привлечения к ответственности за налоговые правонарушения продлеваться или восстанавливаться не может. Поэтому, если прошло больше 3 лет – то в любом случае налоговый орган не сможет принять решение о взыскании, или это решение будет легко обжаловать в суде.

Источник: https://bankstoday.net/last-articles/kak-opredelyaetsya-srok-davnosti-po-nalogam-v-2021-2021-godah

Обжаловать требование об уплате налога

Налоговая выставила требование об уплате налога

Согласно п. 1 ст. 45 НК неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. В данном случае НК под «требованием» понимает строго формализованный документ, исходящий от налогового органа, который в силу п. 1 ст.

69 НК представляет собой письменное извещение налогоплательщику о неуплаченной сумме налога, пеней, а также об обязанности уплатить указанную в нем сумму в установленный срок. Письменное извещение об обязанности уплатить штраф также направляется в форме требования (п. 3 ст. 103.1 НК).

Требование об уплате налога, пеней, штрафа должно содержать сведения о сумме, подлежащей уплате, начисленной на момент направления требования, сроке ее уплаты, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога (штрафа) и обеспечению исполнения обязанности по его уплате, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, штрафа, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить указанную в требовании сумму. Согласно ст. 70 НК требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено НК. В отношении срока выставления требования об уплате штрафа НК умалчивает, однако в данном случае представляется допустимым также применять трехмесячный срок, предусмотренный ст. 70 НК РФ. Абзац 2 ст. 70 НК предоставляет налоговому органу право направить требование об уплате налога и соответствующих пеней, штрафа, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, в 10-дневный срок с даты вынесения соответствующего решения. Последствия пропуска трехмесячного срока на выставление требования об уплате налогового платежа НК не предусматривает, однако Президиум ВАС РФ в информационном письме от 17 марта 2003 г. N 71, указав, что пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного ст. 70 НК, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней, привел конкретный пример, призывающий арбитражный суд отказывать в удовлетворении заявления налогового органа о взыскании недоимки и пеней в случае пропуска трехмесячного срока на выставление требования и шести месяцев, предусмотренных п. 2 ст. 48 НК. Таким образом, фактически срок, в течение которого налоговый орган имеет возможность обратиться в суд с заявлением о принудительном взыскании недоимки, пеней, составляет девять месяцев со дня истечения срока уплаты налога. В ситуации, когда трехмесячный срок на выставление требования об уплате налога уже истек, у налогового органа имеется уже упомянутая ранее возможность провести проверку (камеральную или выездную) и в течение 10 дней после вынесения решения по ее результатам направить требование об уплате налога, пеней, штрафа. В этом случае срок на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки, пеней, санкции значительно больше, чем тогда, когда требование направлялось не в результате проведения налоговой проверки. Вообще представляется спорным, что требование об уплате недоимки, пеней, штрафа выставляется без проведения какой-либо из налоговых проверок, поскольку именно в их результате выявляется факт неуплаты соответствующей суммы. Однако чаще всего налоговые органы просто не выносят решение по ее итогам, что дает судам основания применять абз. 1 ст. 70 НК и отказывать в случае пропуска упомянутого 9-месячного срока. В силу ст. 87 НК налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Таким образом, в случае проведения налоговой проверки требование об уплате налога, пеней, штрафа может быть выставлено в пределах трех лет, предшествующих году проведения налоговой проверки.

Исходя из изложенного, следует рекомендовать налоговым органам при обращении в суд с заявлением о взыскании недоимки, пеней, штрафа, по истечении трехмесячного срока на выставление требования, представлять решение, вынесенное по результатам камеральной проверки, в целях избежания отказа в удовлетворении такого заявления.

Если вам неправомерно начислили налог. Порядок обжалования для физических лиц

Часто налогоплательщик не согласен с актами и действиями должностных лиц налоговой инспекции, например, с суммами начисленного налога или неправомерно начисленными пенями/штрафом. Даже если налог начислен полностью неправомерно, без вашего участия ошибку никто не исправит, а если вы не заявите о ней вовремя, за самим налогом последуют пени, штраф и принудительное взыскание.

  • Форма №12984: «Форма жалобы/апелляционной жалобы на акты, действия и бездействия налоговых органов с инструкцией по заполнению»

В первую очередь стоит явиться на прием в свою инспекцию и получить разъяснения.

Вопрос может быть решен на месте — возможно, вы не знали о повышении налоговой ставки/базы или уведомление/требование об уплате налога было направлено вам ошибочно.

По предложению налогоплательщика также может быть проведена совместная сверка уплаченных налогов. Если же в инспекции уверены в своей правоте, несмотря на ваши доводы, надо срочно вооружаться налоговым кодексом и подавать жалобу.

Право на обжалование актов ненормативного характера налоговых органов (к ним относятся требования, решения, письма, постановления и другие акты, принятые в отношении конкретного лица), а также действий (бездействий) их должностных лиц предусмотрено ст. 137 Налогового кодекса РФ.

Обжалование возможно как в административном (досудебном), так и в судебном порядке.

В большинстве случаев административный (досудебный) порядок является обязательным, непосредственно в суд можно обжаловать только акты (действия), вынесенные самой ФНС, а также акты, вынесенные по результатам рассмотрения жалобы. Согласно ст. 138 НК РФ досудебное обжалование возможно в двух формах: обычная жалоба и апелляционная жалоба.

Стоит отметить, что ввиду отсутствия четкого установленного списка актов налоговых органов, относящихся к ненормативным, некоторые акты не всегда признаются таковыми, а соответственно вышестоящий орган или суд может отказать в жалобе.

В частности, это касается уведомлений и требований.

В этом случае стоит сначала направить в инспекцию письмо с требованием произвести перерасчет налога, указанного в уведомлении или требовании, по рассмотрению которого инспекция должна вынести акт, который уже можно будет обжаловать.

Важно: Исполнение акта полностью или частично не лишает налогоплательщика права на подачу жалобы. Обжалование ненормативных актов, действий и возврат излишне уплаченных сумм налога – разные способы защиты права, которые могут применяться независимо друг от друга.

Исполнив решение, вы снимаете с себя риски применения обеспечительных мер. Если в результате рассмотрения жалобы акт инспекции будет отменен, можно будет претендовать не только на возврат излишне взысканных сумм, но и на проценты (п. 5 ст. 79 НК РФ), начисляемые на сумму взыскания по ключевой ставке ЦБ РФ со дня, следующего за днем уплаты, по день возврата.

Для возврата сумм налога подается заявление о возврате (зачете) сумм излишне уплаченного (взысканного) налога в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы в налоговый орган, в который данный налог был уплачен. Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату (зачету) по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Сроки и порядок подачи жалобы

Апелляционная жалоба касается решений налогового органа, принимаемых по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения), не вступивших в силу на момент подачи жалобы. Возможность апелляционного обжалования предусматривается непосредственно в самом решении, там же указывается срок – один месяц со дня вручения решения налогоплательщику.

Восстановить срок апелляционного обжалования в случае его пропуска нельзя.

Обычная жалоба подается на вступившие в силу акты налогового органа ненормативного характера, а также на действия или бездействие его должностных лиц.

Срок обжалования составляет один год со дня, когда лицо узнало о нарушении своих прав или со дня вынесения решения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке.

Если срок пропущен по уважительной причине, то его можно восстановить на основании отдельного ходатайства (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Обе жалобы (далее под жалобой понимается как обычная, так и апелляционная жалоба) может подать как само лицо, права которого нарушены, так и его уполномоченный представитель (с обязательным приложением доверенности).

В качестве адресата надо указать вышестоящий налоговый орган, но подавать через тот налоговый орган, который вынес решение. Т.е. жалобу на территориальную (районную, межрайонную) инспекцию следует подавать в Управление ФНС по субъекту через ту же территориальную инспекцию.

Жалобу можно подать непосредственно в налоговый орган, отправить по почте или в электронном виде через личный кабинет налогоплательщика.

Налоговый орган в течение трех дней со дня поступления жалобы обязан направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган, приложив свое заключение.

В жалобе необходимо указать акты налогового органа, совершенные действия (бездействие) его должностных лиц, которые привели к нарушению прав.

Следует привести основания, подтверждающие нарушение прав (например, ошибочное применение законодательства, неправильная трактовка фактических обстоятельств и т.п.).

Завершают жалобу требованием: отменить решение, признать действия инспекторов незаконными и т.п. (подп. 5 п. 2 ст. 139.2 НК РФ).

К жалобе стоит приложить все первичные подтверждающие документы. Данное требование необязательно, допускается преставление документов позднее в налоговый орган или суд (до момента принятия решения по жалобе), однако не стоит рисковать, суд вправе отказать в принятии документов, которые были в распоряжении налогоплательщика, истребовались налоговым органом, но представлены только в суд.

Также стоит привести все имеющиеся доводы о незаконности решения налогового органа в первоначальной жалобе в вышестоящий налоговый орган. Как и в случае с документами, если какие-то существенные доводы не будут приведены в первоначальном процессе, то суд может в дальнейшем отказать в их принятии.

Если в самой жалобе специально не указано, какие части решения обжалуются, то считается, что решение обжаловано в полном объеме.

Можно обжаловать только часть вынесенного решения и прямо указать на это в жалобе, однако в дальнейшем решение может быть оспорено в суде только в той части, в которой оно было обжаловано в вышестоящий налоговый орган.

В случае подачи апелляционной жалобы, даже если обжалована часть решения, такое решение не вступает в силу (п. 1 ст. 101.2 НК РФ).

Рассмотрение жалобы

Жалоба может быть рассмотрена с участием лица, подавшего жалобу, если вышестоящий налоговый орган выявит противоречия в материалах или несоответствия сведений налогоплательщика и нижестоящего налогового органа (п. 2, 5 ст. 140 НК РФ). При желании участвовать в рассмотрении стоит сделать акцент в жалобе на указанные противоречия, а также заявить ходатайство об участии в рассмотрении жалобы.

Решение по жалобе, поданной на решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, должно быть принято в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Решение по иным жалобам принимается в течение 15 рабочих дней со дня их получения. Этот срок может быть продлен, но не более чем на 15 рабочих дней.

Вынесенное решение направляется лицу в течение трех рабочих дней со дня его принятия (п. 6 ст. 140 НК РФ).

Нарушение срока рассмотрения жалобы не влечет недействительность решения, принятого по результатам такого рассмотрения. Однако налогоплательщик может заявлять доводы о пропуске срока давности взыскания, например, если обжаловано требование об уплате налога, и в течение двух месяцев, налоговый орган не принял решение, он лишается права на вынесение решения о взыскании налога.

Вышестоящим налоговым органом не может быть принято решение о взыскании дополнительных налоговых платежей, пеней, штрафов, не взысканных оспариваемым решением, но может быть дополнено и (или) изменено приведенное в обжалуемом решении правовое обоснование взыскания сумм налогов, пеней, штрафов, а также исправлены арифметические ошибки, опечатки, в том числе в сторону увеличения (п. 81 Постановления Пленума ВАС РФ № 57).

Обращение в суд

В случае несогласия с решением вышестоящего налогового органа, невынесения решения в установленный срок, а также при обжаловании актов (действий), вынесенных непосредственно ФНС можно обращаться в суд.

Административное исковое заявление (обжалование решения, действия, бездействия) может быть подано в суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ч. 1 ст. 219 КАС РФ).

С учетом обязательности досудебного порядка обжалования, трехмесячный срок на обращение в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом решении по его жалобе (п. 3 ст. 138 НК РФ).

При взыскании излишне уплаченных сумм налога заявление подается в суд общей юрисдикции по правилам искового производства в течение трех лет с моменты уплаты налога.

Шаг 1. Изучаем требование: есть ли основания для обжалования

Источник: https://iiotconf.ru/obzhalovat-trebovanie-ob-uplate-naloga/

Требование об уплате налогов и сборов: что это, какие сроки на выполнение

Налоговая выставила требование об уплате налога

Налоговые сборы представляют собой значительную часть бюджета государства. Уплата пошлин является законодательно закрепленной обязанностью гражданина Российской Федерации, вне зависимости от его статуса: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо.

Если налогоплательщик не исполняет своих обязательств по платежам, Федеральная налоговая служба (ФНС) имеет право выставить требование об уплате налога, невыполнение которого грозит административной и уголовной ответственностью.

Структура и работа налоговой системы в России

Система налогообложения РФ представлена тремя основными уровнями: федеральный, региональный и муниципальный (местный). Федеральный закон является высшим уровнем законодательной власти, и нормативно-правовые акты, принятые на региональном и местном уровне, должны ему соответствовать.

Ответственность налогоплательщика может быть административной и даже уголовной

Федеральные сборы

Налоги и сборы, которые относятся к федеральному уровню, обязательны к уплате на всей территории РФ, размер и сроки внесения не зависят от местонахождения и регистрации гражданина. Правовой базой в этом случае служит Налоговый кодекс Российской Федерации (далее НК РФ), Конституция РФ, указы президента и постановления правительства РФ.

К федеральным сборам относят:

  • НДФЛ (налог на доходы физических лиц);
  • НДС (налог на добавленную стоимость);
  • единый социальный налог;
  • акцизы;
  • государственную пошлину;
  • налог на прибыль (для предприятий);
  • водный налог;
  • налог на пользование природными ресурсами;
  • налог на добычу полезных ископаемых.

Сумма этих взносов фиксирована и сроки выплат едины по всей территории РФ.

Региональные взносы

Сборы и пошлины, установленные на территории отдельных регионов РФ, регламентируются законами субъектов, но не противоречат нормативно-правовым актам Федерального закона. Суммы региональных взносов и условия оплаты зависят от регионального или краевого законодательства.

К таким сборам относят:

  • имущественный налог на собственность предприятий и организаций;
  • налог на игорный бизнес;
  • транспортный сбор.

На заметку!Размеры пошлин и условия погашения актуальны на территории определенного региона или субъекта РФ.

Местные сборы

К муниципальному налоговому законодательству относятся нормативно-правовые акты, действующие на территории определенной области, города, поселка, муниципалитета и не противоречащие Федеральному закону.

Муниципальные сборы:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц.

Местные пошлины действуют на территории муниципалитета, их размер и сроки оплаты регулируются муниципальной правовой базой.

Российская система налогообложения предоставляет налогоплательщикам выбор специального налогового режима:

  • единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
  • упрощенная система налогообложения (УСН);
  • единый налог на вмененный доход (ЕНВД — размер выплат зависит от рода деятельности);
  • патентная система налогообложения (ПСН).

Структура налоговой системы РФ

Требование об уплате взносов и сборов

В обязанности представителей ФНС России входят регулярные проверки правильности заполнения налоговой отчетности гражданами РФ и своевременных взносов в бюджет со стороны налогоплательщиков.

Ответ на требование об уплате налога, если налог оплачен

При обнаружении недоимок, нарушении сроков уплаты сбора и при выявлении уклонения плательщика от погашения взносов, штрафов, пошлин ФНС выставляет соответствующее требование об уплате налога, которое должно быть исполнено в течение 8 рабочих дней.

Важно! Требование об уплате — это официальное уведомление гражданина ФНС о задолженности по налоговым сборам и обязанности уплатить недостающую сумму, пени и штрафы в установленный срок.

Сроки и условия выставления требований

Согласно статье 70, пункту 1 НК РФ требование об уплате сбора, штрафа, недоимки выставляется не позднее чем через 3 месяца после проверки и выявления нарушений со стороны налогоплательщика. Если сумма недоимки составляет менее пятисот рублей, срок выставления требования увеличивается до 1 года.

Ст. 9, п. 1 НК РФ предписывает выставление требования не позднее чем через 20 дней по истечении месяца со дня вручения соответствующего постановления.

Требование об уплате страховых взносов, в соответствии со ст. 70 п. 2.1 НК РФ, должно быть отправлено гражданину в течение 10 дней с момента вынесения налоговым органом соответствующего решения. Сюда относятся недоимки по страховым взносам в Фонд социального страхования.

Важно! Требование об уплате акцизов и сборов, регламентированных ст. 204 и ст. 70 НК РФ, формируется отдельно, в соответствии с условиями проверки и ее результатами. Срок уплаты таких задолженностей не должен превышать 5 рабочих дней с момента получения его налогоплательщиком.

В случае вступления в наследство уведомление об уплате взноса направляется наследнику не позднее чем через месяц после соответствующего уведомления налогового органа нотариальной конторой, оформившей свидетельство о праве на наследство.

Сроки погашения требований регламентированы ст. 69, п. 4 Кодекса, которая гласит, что погашение задолженности проводится в восьмидневный срок, если не предусмотрено другого времени.

Порядок оформления и выставления требований

Оформление документа соответствует форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 13.02.2021 N ММВ-7-8/179@ в редакции от 04.04.2021 г. Согласно этой форме, требование заполняется в двух экземплярах, один должны направить налогоплательщику, другой остается в налоговом органе.

Требование об уплате сборов, пени и штрафов содержит информацию о налогоплательщике, сумме основной задолженности и размере пени, начисленных на момент выставления. Обязательно указывается срок исполнения и меры по взысканию задолженности, которые применяются в случае невыполнения условий документа.

Требование, предоставляемое физическому лицу, содержит также информацию о сроках и условиях расчета сбора, процентах начисляемых пени и размерах штрафных санкций в случае невыполнения.

В приложении к документу указаны реквизиты для перечисления денежных средств и имеются квитанции для оплаты.

Налоговый орган может прислать требование об уплате задолженности посредством телекоммуникационных каналов связи в электронном виде, заказным письмом с помощью Почты России или лично под расписку. Сроком получения документа заказным письмом налогоплательщиком принято считать 6 дней с момента отправления.

Как оплатить задолженность

Получив документ с результатами проверки и требованием об уплате задолженности, гражданин РФ в течение 8 рабочих дней обязан перевести недостающую сумму вместе с начисленными пени по реквизитам, указанным в бланке.

Совет!Для уплаты взноса можно использовать квитанцию, которая имеется в приложении к документу.

Оплата производится несколькими способами:

  • через отделение СБ России;
  • в отделении «Почты России»;
  • с помощью приложения онлайн-банк или мобильный банк;
  • на сайте Госуслуги РФ;
  • на сайте ФНС России.

Оплачивая в отделении банка или через «Почту России», налогоплательщик получает подтверждающий документ (квитанцию об оплате). Перечисляя денежные средства с помощью онлайн-сервисов, плательщик также может подтвердить свои действия, заказав чек или электронную квитанцию на свой почтовый ящик.

Важно! Невыполнение условий требования влечет за собой принудительное взыскание задолженности за счет собственных средств неплательщика.

Налоговый орган направляет соответствующее уведомление в банк налогоплательщика. На основании этого документа на счета гражданина, предпринимателя или организации налагается арест, и сумма задолженности списывается автоматически при пополнении расчетного счета.

Кроме того, налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности по уплате налога, сбора, пошлины. Срок подобного обращения — 6 месяцев с момента истечения даты исполнения требования. В этом случае налогоплательщик обязан будет оплатить помимо суммы задолженности еще и судебный сбор в размере не менее 1 тысячи рублей.

Таким образом требование об уплате налога подлежит исполнению, в противном случае налогоплательщик несет ответственность в соответствии с Конституцией РФ и НК РФ.

Источник: https://shtrafsud.ru/dokumenty/trebovanie-ob-uplate-naloga.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.