+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Налог на землю при изменении кадастровой стоимости

Содержание

Изменилась кадастровая стоимость земельного участка. Действия бухгалтера бюджетного учреждения

Налог на землю при изменении кадастровой стоимости

В настоящее время учреждения госсектора используют земельные участки, в том числе расположенные под объектами недвижимости, на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Учитывают такие земельные участки на счете 10300 «Непроизведенные активы». Основанием для учета на балансе земельного участка служит документ — свидетельство, подтверждающее право пользования земельным участком.

Учитывают землю по кадастровой стоимости. Об этом говорится в п.71 Инструкции 157н.

Повышение квалификации в Контур.Школе: Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. Главному бухгалтеру бюджетного, казённого, автономного учреждения. Диплом о профессиональной переподготовке 272 ак.часа.

, 30 онлайн-уроков: теория и практикаКроме того, учреждение может иметь земельные участки на праве безвозмездного пользования или арендовать земельный участок по договору аренды (субаренды).

Такие участки земли в соответствии с действующими инструкциями учитываются на забалансовых счетах.

Право оперативного управления землей Земельный кодекс РФ не предусматривает.

Государственные (муниципальные) учреждения являются плательщиками земельного налога, если земельные участки закреплены за ними на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Земельный налог — это местный налог, устанавливается гл.

31 Налогового Кодекса РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Земельный налог и авансовые платежи по нему уплачиваются организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.

На основании статьи 388 НК РФ организации, имеющие земельные участки на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданные им по договору аренды, не платят земельный налог.

Налоговой базой для начисления налога на землю, согласно ст. 390 Налогового кодекса, служит кадастровая стоимость земельного участка. Это та сумма, которая облагается налогом. Именно поэтому всем организациям госсектора стоит знать кадастровую стоимость собственного участка земли, следить за ее изменением, поскольку она напрямую связана с размером налога на землю, подлежащему уплате.

Пунктом 14 статьи 396 НК РФ установлено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель, территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости по письменному заявлению налогоплательщика.

Заказать выписку из ЕГРН можно на официальном сайте Росреестра, в МФЦ, в территориальном органе кадастровой палаты.

В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, признаваемых объектом налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Если земельный участок образован в течение налогового периода,то налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на день внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций являются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года (ст. 393 НК РФ). Для земельного налога муниципальные образования, а так же города федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь вправе не устанавливать отчетный период.

Учреждение госсектора, имея право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, может быть освобождено от уплаты земельного налога. Перечень льгот по земельному налогу приведен в статье 395 НК РФ. Например, согласно п. 1 ст.

395 НК РФ освобождаются от обложения земельным налогом организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций.

Кроме того, в каждом конкретном регионе РФ могут быть предусмотрены льготы для учреждений по уплате земельного налога.

Сам земельный налог относится к местным налогам, и в связи с этим налоговые ставки и налоговые льготы для налогоплательщиков устанавливаются муниципальным законодательством.

Как рассчитать земельный налог

Расчет суммы налога учреждение производит самостоятельно.

Например, у казенного учреждения на праве постоянного (бессрочного) пользования имеется земельный участок, кадастровая стоимость которого — 2 500 000 руб. Учреждение не имеет налоговых льгот в соответствии с НК РФ и местным законодательством. Налоговая ставка по земельному налогу установлена в размере 0,3%. Муниципальным законодательством предусмотрены авансовые платежи по налогу.

Сумма земельного налога составит:
2 500 000 руб. х 0,3%=7500руб.

Сумма авансового платежа за 1-й, 2-й и 3-й кварталы составит:
2 500 000 руб. х 0,3% х ¼=1875руб.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной по приведенной выше формуле, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу (п. 5 ст. 396 НК РФ):

7500 руб. – (3 x 1875 руб.) = 1875 руб.

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н расходы на уплату земельного налога относятся на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ по коду вида расходов 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога».

Но кадастровая стоимость земельного участка может изменяться. Как определить налоговую базу для расчета земельного налога при изменении кадастровой стоимости в течение налогового периода?

Действия бухгалтера при расчете земельного налога

Действия бухгалтера по расчету земельного налога будут зависеть от причины изменения кадастровой стоимости земли.

Рассмотрим несколько случаев:

1.Переоценка кадастровой стоимости земли. Согласно Федеральному закону от 03.07.2021 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» не реже, чем один раз в пять лет и не чаще, чем раз в три года (для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя — два года) происходит оценка кадастровой стоимости земли.

Если в связи с этим изменилась кадастровая стоимость земельного участка и произошло это в течение налогового периода, то, согласно действующей редакции НК РФ такое изменение не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, то есть действует на будущее время. Новая кадастровая стоимость земли будет служить налоговой базой с 1 января следующего налогового периода.

2. Изменение вида разрешенного использования земельного участка, его перевод из одной категории земель в другую или изменение площади земельного участка, приводящее к изменению кадастровой стоимости земельного участка.

В этом случае действует следующее положение статьи 391 НК РФ: «изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости».

Действует это положение с 1 января 2021г. (в пункт 1 статьи 391 внес изменение Федеральный закон от 27 ноября 2021 г. № 335-ФЗ)

Данное изменение кадастровой стоимости земельного участка теперь нужно учитывать при расчете налоговых обязательств не со следующего налогового периода, а со дня внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

3. Успешное оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Если кадастровая стоимость завышена и ее сумма больше рыночной стоимости земельного участка, то такую кадастровую стоимость можно оспорить.

Лицензированный эксперт установит реальную рыночную стоимость земли. На основании заключения специалиста комиссия или суд примет соответствующее решение и изменит кадастровую стоимость.

На практике это означает, что можно существенно сократить расходы по налогу на землю.

Оспаривание кадастровой стоимости юридическими лицами происходит в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

  Оспорить кадастровую стоимость земли могут также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Оспаривание кадастровой стоимости происходит двумя способами:

  • путем обращения в суд;
  • при помощи обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Порядок оспаривания результатов кадастровой стоимости земельного участка определен статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.

1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и статьей 22 Федерального закона от 03.07.2021 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

 По официальной статистике Росреестра, почти половина всех обращений в комиссию по пересмотру кадастровой стоимости заканчиваются успехом заявителя.

В случае положительного решения Росреестр самостоятельно внесет все необходимые изменения в ЕГРН на основании решения комиссии, которое она обязана направить в Росреестр в течение 5 рабочих дней со дня принятия (п. 19 ст. 22 Закона № 237-ФЗ).

При изменении кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда, измененная кадастровая стоимость учитывается при определении налоговой базы по земельному налогу, начиная с налогового периода, в котором подано заявление о ее пересмотре, но не ранее даты внесения в ЕГРН, которая являлась предметом оспаривания (ст. 391 НК РФ, письма Минфина России от 29.03.2021 № 03-05-05-02/18237, от 01.03.2021 № 03-05-05-02/11335, от 22.02.2021 № 03-05-05-02/10148).

Применение установленной решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости за периоды, предшествующие году подачи заявления об оспаривании, Налоговым кодексом не предусмотрено (письмо Минфина России от 24.08.2021 № 03-05-06-02/54275).

Например, если организация в феврале 2021 года подает в комиссию заявление об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной цены и комиссия удовлетворит требование, то новую кадастровую стоимость организация должна применить при налогообложении с 1 января в 2021 года.

4.Исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости участка. Такую ошибку исправляет регистрирующий орган, Росреестр. Об этом должны уведомить владельца участка в течение 3 рабочих дней, направив уведомление по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2021 № 173.

При расчете земельного налога такое изменение кадастровой стоимости, в соответствии со статьей 391 НК РФ нужно учитывать, начиная с того налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.

Например, в мае 2021 года учреждение получило уведомления от регистрирующего органа об исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости. Налогоплательщику нужно подать в инспекцию уточненный расчет за I квартал 2021 года и пересчитать сумму авансового платежа по земельному налогу за этот период.

Изменение стоимости земельных участков, учитываемых в составе нефинансовых активов, в связи с изменением их кадастровой стоимости необходимо отразить в бухгалтерском учете. В соответствии с п. 28 Инструкции № 157н.

сделать это нужно в том финансовом году, в котором произошли изменения кадастровой стоимости, с отражением указанных изменений в бухгалтерской отчетности. Дата отражения в учете и отчетности изменения стоимости земельного участка должна быть согласована с учредителем учреждения.

Этот факт следует отразить в пояснительной записке (ф.0503160, ф.0503760).

Обобщим основные моменты. Если учреждение госсектора на праве постоянного (бессрочного) пользования имеет земельный участок, то оно является плательщиком земельного налога.

Земельный налог относится к местным налогам, и в связи с этим налоговые ставки и налоговые льготы для налогоплательщиков устанавливаются муниципальным законодательством. Расчет суммы налога учреждение производит самостоятельно.

Чтобы рассчитать земельный налог без ошибок и избежать штрафов, бухгалтеру нужно внимательно отслеживать изменения кадастровой стоимости земельного участка.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1584

Как часто происходит изменение кадастровой стоимости земельного участка? Как снизить показатель?

Налог на землю при изменении кадастровой стоимости

От кадастровой стоимости земельного участка напрямую зависит величина налога на землю. При этом плановая переоценка недвижимости производится редко и массово, что приводит к необоснованному завышению или занижению цены. В таком случае собственник вправе подать заявление о пересмотре, обосновав свои требования и предоставив необходимый пакет документов.

Как часто меняется цена земли, возможна ли ежегодная переоценка?

Порядок и условия кадастровой оценки земли регламентируются Федеральным законом №135-ФЗ от 29.07.1998 г (далее — Закон). Стоимость земельных участков в черте населённых пунктов может изменяться по решению органов исполнительной власти в ходе планового перерасчёта или по требованию собственника.

Существует значительное количество факторов, положительно или отрицательно влияющих на цену и учитывающихся при её формировании или изменении:

  • местонахождение земельного участка, окружающая инфраструктура;
  • площадь, строительные материалы, плодородие и качество почвы;
  • межевание, наличие объектов завершённого строительства, их возраст;
  • целевое назначение, категория земель;
  • существенное изменение рыночной стоимости;
  • перспективы и планы развития населённого пункта;
  • ошибки или изменения в исходных данных оценки.

Изменения могут производиться не чаще 1 раза в 3 года согласно ст. 24.12 Закона.

Для населённых пунктов федерального назначения этот срок составляет 2 года. Максимальный срок без корректировки стоимости — 5 лет. В течение этого периода цена по кадастру должна хотя бы единожды быть пересмотрена. Оценка производится до 1 января года, в котором вносятся изменения.

Причины повышения

Кадастровая стоимость недвижимости в ходе плановой оценки не рассчитывается по месту, а производиться оценщиками удалено на основании общедоступных источников информации и средних цен по рынку. В результате итоговая наценка может составлять до 30% и не соответствовать фактическому состоянию земельного участка. При несколько:

  • региональные программы по улучшению населённого пункта, развитие инфраструктуры (открытие школ, детских садов, сервисов и услуг);
  • неправильное или неточное определение категории разрешённого использования;
  • низкая периодичность и массовость переоценки, усреднённость данных;
  • внесение изменений в государственный реестр в связи с увеличением площади, возведением построек и инженерных объектов на участке;
  • директива органов исполнительной власти на увеличение налоговой базы для расчёта земельного налога.

Последнее обстоятельство является субъективным мнением некоторых экспертов, но не лишено оснований. Именно исходя из стоимости земельного участка по кадастру начисляется налоговый сбор, который пропорционально повышается.

Увеличение среднерыночной стоимости аналогичной недвижимости в населённом пункте или близлежащих регионах тоже может оказать влияние на повышение.

Кем и на каком основании производится пересчёт?

В любом случае требуется письменное заявление уполномоченных лица или организации о переоценке или изменении кадастровой стоимости земельного участка. К ним относятся собственник недвижимости (физическое или юридическое лицо), муниципальное образование или территориальные органы исполнительной власти.

Муниципалитет можно заявлять соответствующие требования только, если ЗУ находится в его собственности. Согласно ст. 9 Закона основаниями служат:

  • договор оценщика с физическим или юридическим лицом, владеющим земельным участком;
  • определение районного, арбитражного или третейского суда;
  • постановление территориальных органов исполнительной власти.

Инициировать переоценку или изменение стоимости возможно, если недвижимость проходит плановую переоценку Госкадастром, установлены межевание или изменены границы территории, меняется вид разрешённого использования или категория земель.

Собственник вправе обратиться с соответствующим прошением в связи с иными обстоятельствами, которые объективно влияют на оценку (снижение или повышение плодородия почвы, стихийные бедствия, кадастровые и ревизионные ошибки).

Обратиться с прошением о переоценке или изменении кадастровой стоимости вправе не только полноправные собственники, но также лица, обладающие правом бессрочного проживания, наследуемого владения и арендаторы (с согласия собственника, если жилье не социальное).

Как изменить показатель?

В первую очередь уточните текущую кадастровую стоимость через выписку ЕГРН. Обращаться за пересмотром необходимо, если буду выявлены ошибки в оценочных данных или при необходимости установления рыночной цены.Также формировать обращение допускается при изменении характеристик или состояния недвижимости.

Куда обращаться для пересмотра?

Инициировать процедуру необходимо при личном обращении в территориальные органы Росреестра. Заявление рассматривается коллегиальной комиссией, в состав которой входят:

  • региональные органы исполнительные власти;
  • делегаты союза предпринимателей (мониторинг ситуации по рынку недвижимости);
  • квалифицированные оценщики;
  • аккредитованные саморегулируемой организацией (СРО).

Прошение направляется на имя председателя комиссии. Документы и заявление допускается предоставлять в МФЦ при наличии в регионе.

Заявление

Заявление составляется в произвольной форме печатным текстом на листе формата А4 с указанием Ф. И. О. и адреса заявителя, а также Ф. И. О. председателя комиссии. Указывается:

  • ссылка на ст. 24.19 Закона;
  • вид;
  • адрес и кадастровый номер объекта;
  • основание для пересмотра.

В приложении перечисляется перечень документов, подтверждающих права и доводы заявителя. В рассмотрении будет отказаны при отсутствии необходимых документов или пропуске пятилетнего срока давности (ст. 24.18 Закона).

Скачать бланк заявления о пересмотре кадастровой стоимости ЗУ

Документы

Бланк заявления предоставляют в Росреестре. Также его можно найти на официальном сайте учреждения. Если от имени собственника действует сторонне лицо, необходимо предоставить нотариально заверенную доверенности. Перечень документов:

  • выписка из Единого государственного реестра о кадастровой стоимости ЗУ;
  • документы, подтверждающие недостоверность сведений, использующихся для оценки (при необходимости);
  • отчет об установлении рыночной стоимости в отношении земельного участка;
  • квитанция об оплате государственной пошлины.

Правоустанавливающие документы к заявлению прилагать не нужно.

В отдельных случаях допускаются другие письменные доказательства, подтверждающие доводы заявителя. Например, заключение геологической экспертизы об изменении химического состава почвы, если основанием является снижение плодородности.

Сколько стоит процедура, в какой срок проводится?

  • Согласно ч. 6 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, государственная пошлина при оспаривании кадастровой стоимости физическими лицами в суде составляет 300 рублей. Юридическим лицам потребуется оплатить 4 500 рублей.
  • Работа оценщика также оплачивается собственником, где цена услуги варьируется в пределах 3-10 тыс. рублей.
  • При необходимости оплачиваются услуги юридических посредников и консультантов (15-20 тыс. рублей).
  • Внесение изменений в государственный реестр обойдется в 350 рублей для физических лиц и 4 000 рублей для организаций.

Заявление рассматривается в течение 1 месяца, а о дате и времени проведения заседания заявитель информируется в течение 7 дней с момента обращения.

О результатах собственника уведомляют в течение 5-ти рабочих дней с момента принятия решения (ст. 24.18 Закона).

Вынесение результатов специальной комиссией

По факту положительного решения комиссии в 10-дневный срок сведения направляются в Единый государственный реестр недвижимости с предварительным уведомлением собственника.

Изменения регистрируются в базе и размещаются на официальном сайте учреждения в течение еще 10 дней. В аналогичный срок заявитель вправе оспорить решение комиссии в судебном порядке, если последовал отказ и требования удовлетворены не полностью.

Перерасчёт налога на землю

Согласно ст. 391 НК РФ, кадастровая стоимость недвижимости выступает в качестве налоговой базы для расчета земельного налога, соответственно влечет за собой переоценку его величины. Подавать письменное прошение в ФНС не нужно, так как перерасчет производится в автоматическом режиме.

Величина налога изменится за тот отчетный период, в котором собственник подал заявление в суд или коллегиальную комиссию. Процедура производится с момента регистрации изменений в государственном реестре.

Как снизить показатель?

Уменьшение кадастровой стоимости актуально при снижении полезности земли, а также в ряде других случаев:

  • порча плодородного слоя почвы, засуха, природные бедствия;
  • образование болота, оврага, обвала;
  • установление безвозмездного сервитута;
  • переход участка в собственность нескольких лиц.

Заявление необходимо подавать в кадастровую палату города в общем порядке. К нему прилагаются документы, подтверждающие доводы заявителя.

Как оспорить через суд?

Иск подается в районный суд по месту нахождения ответчика. Истцом выступает землевладелец, а ответчиком Росреестр. Аналогичным образом оспаривается решение комиссии в 10-дневный срок с момента вынесения. Копия искового заявления ответчика заверяется нотариально и направляется по адресу территориального отделения с уведомлением о вручении и описью вложения.

Таким образом, оспорить кадастровую стоимость земельного участка можно в нескольких случаях при изменении состояния и характеристик недвижимости.

Заявление необходимо подавать в территориальный отдел Росреестра или МФЦ, собрав необходимый пакет документов. Обращение будет рассмотрено в течение 1 месяца, а затем в течение еще 20-ти дней будет регистрироваться в государственном реестре в случае положительного решения.

Источник: https://pravoved.online/kadastrovyj-uchet/izmenenie-stoimosti-zemli

Поправки в НК РФ: что изменилось в расчете налога на имущество организаций, налога на имущество физлиц и земельного налога

Налог на землю при изменении кадастровой стоимости

  • Новости
  • Обзорные материалы

Поправки в НК РФ: что изменилось в расчете налога на имущество организаций, налога на имущество физлиц и земельного налога

11 октября 2021 Елена Маврицкая Ведущий эксперт, главбух с 10-летним стажем

В Налоговом кодексе появился целый рад поправок, затрагивающих налог на имущество (как организаций, так и физлиц), земельный налог и транспортный налог. Изменения внесены Федеральным законом от 03.08.18 № 334-ФЗ (далее — Закон № 334-ФЗ).

Некоторые новшества уже начали действовать, другие вступят в силу с января 2021 года.

Среди нововведений — скорректированные правила перерасчета налогов в случае изменения кадастровой стоимости объекта; ограничение по сроку перерасчета налогов для физлиц и сокращение числа налоговых периодов, в течение которых налог на имущество физлиц рассчитывается с применением понижающего коэффициента.

В главах НК РФ, посвященных налогу на имущество организаций, налогу на имущество физлиц и земельному налогу, появилось понятие «изменение количественных и качественных характеристик» объекта налогообложения.

Применительно к земельному налогу это означает изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земли из одной категории в другую и изменение площади участка.

Для налога на имущество (как организаций, так и физлиц), это означает, в частности, изменение площади или назначения объекта. При изменении количественных и качественных характеристик объекта налогообложения корректируется его кадастровая стоимость.

Вслед за ней меняется и сумма налога, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости. Комментируемый закон утвердил правила, по которым нужно пересчитывать сумму налога.

Так, налог на имущество (как организаций, так и физлиц), следует пересчитывать с той даты, когда запись о корректировке кадастровой стоимости внесена в Единый государственный реестр недвижимости (новые редакции п. 15 ст. 378.2 НК РФ и п. 2 ст. 403 НК РФ). Если изменения произошли в середине года, то при расчете налога нужно учитывать следующие правила (новые п. 5.1 ст. 382 НК РФ и п. 5.1 ст. 408 НК РФ):

  • за период с 1 января до указанной даты сумма налога вычисляется исходя из прежней кадастровой стоимости с учетом коэффициента. Он равен числу полных месяцев, прошедших с 1 января до указанной даты, деленному на число календарных месяцев в налоговом периоде. Если запись внесена после 15-го числа, текущий месяц считается за полный  месяц;
  • за период с указанной даты по 31 декабря сумма налога вычисляется исходя из измененной кадастровой стоимости с учетом коэффициента. Он равен числу полных месяцев, прошедших с указанной даты до конца налогового периода, деленному на число календарных месяцев в налоговом периоде. Если запись внесена 15-го числа или ранее, текущий месяц считается за полный месяц.

Добавим, что до 2021 года корректировка количественных и качественных характеристик объекта при расчете налога на имущество организаций и налога на имущество физлиц не учитывается.

Сдать расчет и декларацию по налогу на имущество по актуальным формам Сдать бесплатно

По земельному налогу существенных новшеств нет.

В действующей редакции пункта 1 статьи 391 НК РФ говорится: корректировка кадастровой стоимости участка вследствие изменения его площади,  вида разрешенного использования или перевода земли в другую категорию, учитывается с момента внесения соответствующей записи в ЕГРН. Начиная с января 2021 года, аналогичная норма будет содержаться в новом пункте 1.1 статьи 391 НК РФ.

При исправлении ошибки и при обжаловании кадастровой стоимости

Кадастровая стоимость объекта недвижимости и земельного участка может измениться по решению специальной комиссии, по решению суда, либо путем исправления технической ошибки, допущенной ранее в ЕГРН. Подобные изменения влекут за собой и пересчет налога, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости.

Сейчас действует правило, согласно которому при исправлении технической ошибки налог на имущество (как организаций, так и физлиц) и земельный налог пересчитываются задним числом за все периоды с момента возникновения данной ошибки.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или по решению суда указанные выше налоги подлежат пересчету с того налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре (но не ранее даты внесения в ЕГРН спорной кадастровой стоимости). Это закреплено в пункте 15 статьи 378.

2 НК РФ, в пункте 2 статьи 403 НК РФ и в пункте 1 статьи 391 НК РФ.

С 1 января 2021 года вводится новшество, касающееся последствий изменения кадастровой стоимости объекта по решению комиссии или по решению суда.

С указанной даты сумма налога будет пересчитываться задним числом за все периоды, в которых применялась оспоренная кадастровая стоимость (а не с момента подачи заявления об оспаривании, как сейчас).

При исправлении технических ошибок все останется по-прежнему: налог будет пересчитываться задним числом за все периоды с момента возникновения ошибки. Эти положения изложены в новых редакциях пункта 15 статьи 378.2 НК РФ, пункта 2 статьи 403 НК РФ и в новом пункте 1.1 статьи 391 НК РФ.

Бесплатно заполнить и сдать через интернет декларации по земельному, транспортному и «имущественному» налогам

Ограничение по перерасчету налогов для физических лиц

Законодатели ввели ограничение по перерасчету имущественных налогов, которые платят граждане.

Если перерасчет налога на имущество физлиц и земельного налога приводит к уменьшению налога, такой перерасчет возможен только за три года, предшествующих календарному году, в котором ИФНС направила уведомление о перерасчете. Что касается перерасчета, приводящего к увеличению суммы указанных налогов, то он вообще не возможен.

Это правило введено новым пунктом 2.1 статьи 52 НК РФ (вступает в силу с 2021 года).

Оно применяется независимо от того, какой была причина перерасчета: исправление ошибки, изменение количественных или качественных характеристик объекта, либо изменение кадастровой стоимости по решению комиссии или по суду.

Перерасчет имущественных налогов физлиц делают налоговики на основании сведений, которые к ним поступают из Росреестра (например, в случае внесения в ЕГРН измененной кадастровой стоимости объекта или исправления допущенной ранее технической ошибки) или из других источников.

Также новое правило об ограничении тремя года срока, за который возможна корректировка налога в меньшую сторону, будет применяться и при перерасчете транспортного налога.

Другие новшества по налогу на имущество физлиц

С момента подписания Закона № 334-ФЗ (то есть с 3 августа 2021 года) применяется новшество, затрагивающее расчет налога на имущество физлиц исходя из кадастровой стоимости объекта.

С указанной даты рассчитывать налог по формуле, в которой задействована инвентаризационная стоимость и понижающий коэффициент, можно только в течение первых трех налоговых периодов (ранее было в течение первых четырех налоговых периодов). Начиная с четвертого налогового периода в общем случае нужно считать налог без понижающих коэффициентов (новая редакция п. 8 ст. 408 НК РФ).

Также есть ряд поправок, которые вступили в силу и распространяются на правоотношения, возникшие с января 2021 года. То есть эти новшества должны быть учтены уже при расчете налога на имущество физлиц за 2021 год.

Во-первых, правила расчета налоговой базы, предусмотренные для квартиры, теперь применяются и в отношении части жилого дома. База каждого из этих объектов (в том числе, части жилого дома) равна его кадастровой стоимости, уменьшенной на величину кадастровой стоимости 20 кв. метров его общей площади (новая редакция п. 3 ст. 403 НК РФ).

Во-вторых, правила расчета налоговой базы, предусмотренные для комнаты, теперь применяются и в отношении части квартиры. База для каждого из этих объектов (в том числе, части квартиры) равна его кадастровой стоимости, уменьшенной на величину кадастровой стоимости 10 кв. метров его площади (новая редакция п. 4 ст. 403 НК РФ).

В-третьих, установлено, что ставка налога не может превышать 0,1% кадастровой стоимости не только для жилых домов, квартир и комнат, как было раньше, но еще и для частей жилых домов и частей квартир (новая редакция подп. 1 п. 2 ст. 406 НК РФ).

В-четвертых, налоговые льготы, которые ранее были предусмотрены в отношении квартир и жилых домов, теперь распространяются также и на части квартир и части жилых домов (новая редакция подп. 1 и 2 п. 4 ст. 407 НК РФ).

В-пятых, добавлен ряд уточнений, посвященных расчету налога в отношении гаражей и машино-мест, которые расположены в торговых, офисных комплексах и других объектах, включенных в региональный «кадастровый» перечень.

Раньше в отношении таких гаражей и машино-мест нужно было платить налог по той же ставке, что и в отношении других помещений в этих объектах (то есть по максимальной ставке 2%).

Теперь же установлено, что гаражи и машино-места облагаются налогом на имущество физлиц по ставке не более 0,1% и в том случае, если они расположены в объектах, которые входят в «кадастровый» перечень (новая редакция подп. 1 п. 2 ст. 406 НК РФ).

Кроме того, законодатель уточнил, что в отношении любых гаражей и машино-мест (независимо от того, где они расположены) можно применять налоговые льготы (новая редакция п. 5 ст. 407 НК РФ).

А при расчете налога в отношении таких объектов в течение первых трех лет можно использовать формулу, в которой задействована инвентаризационная стоимость и понижающий коэффициент (новая редакция п. 8 ст.

 408 НК РФ).

В-шестых, появилось новое правило об ограничении ежегодного увеличения налога, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости объекта. Чтобы определить сумму налога, подлежащую уплате, необходимо сравнить две величины. Первая — это налог за текущий период.

Вторая — это налог за предыдущий период, умноженный на коэффициент 1,1.

Важная деталь: обе величины следует рассматривать без учета коэффициента, который применяется в ситуации, когда в середине года у налогоплательщика произошли какие-либо изменения (поменялась доля в праве общей собственности, появилось или пропало право на льготу, появилось или пропало право собственности на объект). Если окажется, что первая величина больше второй, налог за текущий период будет равен второй величине с учетом указанного выше коэффициента 1,1 (новый п. 8.1 ст. 408 НК РФ).

Отметим, что данная формула не применяется в отношении торговых, офисных комплексов и других объектов, включенных в региональный «кадастровый» перечень. Исключение касается гаражей и машино-мест, входящих в состав этих объектов. При расчете налога по таким гаражам и машино-местам нужно будет применять правило, введенное пунктом 8.1 статьи 408 НК РФ (новая редакция п. 8 ст. 408 НК РФ).

Бесплатно сдать электронную отчетность во все контролирующие органы Обсудить на форуме (2) В закладки Распечатать 23 466

23 466

Обсудить на форуме (2) В закладки Распечатать 23 466

Источник: https://www.Buhonline.ru/pub/comments/2021/10/13954

Изменение кадастровой стоимости при расчете земельного налога по решению суда

Налог на землю при изменении кадастровой стоимости

Налог на земельный участок – актуальная тема для большинства граждан России (видео).

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Она представляет собой публичный эквивалент фактической стоимости участка и по логике вещей должна примерно соответствовать его рыночной цене.

На практике же кадастровая стоимость нередко завышена по сравнению с рыночной. поскольку при оценке не учитываются особенности земельного участка. Как отмечают специалисты, крайне сложно продать участок за сумму, равную его кадастровой стоимости.

Вот и получается, что кадастровая стоимость, это основа для расчета земельного налога, арендной платы, платы за пользование участком, его выкупной стоимости ( в случае выкупа из государственной или муниципальной собственности, а также при продаже этих земель хозяевам расположенных на участках зданий, строений и сооружений).

Сведения о кадастровой стоимости объекта, внесенные в государственный кадастр недвижимости (в том числе и на конкретную дату, а также дату внесения в реестр и дату определения цены), можно получить бесплатно в виде кадастровой справки по утвержденной Минэкономразвития форме.

Для этой цели необходимо обратиться с запросом в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по субъекту Российской Федерации.

Кадастровую стоимость определяют двумя способами:

  • В ходе государственной кадастровой оценки
  • В процессе кадастрового учета объекта недвижимости (или учета изменений)

Изменение вида использования или категории земельного участка

Однако на практике нередко случается, что кадастровая стоимость земельного участка меняется в течение налогового периода вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую. Но, как видим, в ст. 391 НК РФ ничего не говорится о том, как учитывать это изменение.

Получается, что при таком изменении кадастровой стоимости надо применять общее ограничение и не учитывать его при расчете земельного налога за налоговый период, когда произошло изменение.

Кто обязан оплачивать?

В соответствии со 2 пунктом 8 статьи ГК РФ собственник земельного участка наделяется обязанностью платить земельный налог с момента прохождения процедуры государственной регистрации. Это правило касается как частных, так и юридических лиц.

Индивидуальные предприниматели также обязаны оплачивать земельный налог в полном размере, но только на землю, которая находится у них в собственности.

Скажем, если магазин, принадлежащий ИП, стоит на участке, арендуемом у государства, то за эту землю он платить не должен.

Ранее законодательство освобождало от уплаты земельного налога

  • пенсионеров,
  • многодетные семьи,
  • военных.

На сегодняшний день таких послаблений не предусмотрено, и описанные категории граждан имеют такие же обязательства, как и все остальные.

Исключением являются случаи, когда льготы устанавливает местный муниципалитет. Но такое встречается нечасто.

Величине земельного налога и расчету процента полностью посвящена 394 статья Налогового Кодекса РФ. В ней приведены ее предельные значения:

  • 0,3% — в отношении садоводческих, огородных, сельскохозяйственных земель, а также участков, которые располагаются под жилым фондом или ограничены в обороте;
  • 1,5% — во всех иных случаях.

В некоторых регионах средняя ставка налога повышается на коэффициент. Как правило, это касается курортных областей.

Коэффициент напрямую зависит от рекреационного значения земель:

  • Ставропольский край – от 3,7 до 7;
  • Краснодарский край – от 4 до 8;
  • Московская область – от 2,5 до 4;
  • Санкт-Петербург и Ленинградская область – от 2,5 до 4;
  • Калининградская область – от 3 до 5;
  • Приморье – от 2 до 3.

Ставка налога в этих регионах повышена с целью стимулирования природоохранных мероприятий.

Как узнать размер кадастровой стоимости земельного участка для декларации?

На размер кадастровой стоимости напрямую влияет:

  • площадь участка;
  • расположение земли;
  • актуальный уровень цен на рынке.

Определить точную стоимость для декларации можно на официальном ресурсе Росреестра. Для этого нужно найти на нем интерактивную карту. Кроме стоимости, по ней можно узнать об участке очень много полезного и важного.

Оплачивать земельный налог можно только по специальной квитанции. Любые попытки налоговых сборов наличными, например, в дачных хозяйствованиях – это мошенничество, будьте осторожны.

Способы просмотра категории земель по кадастровому номеру

Земельный кодекс Российской Федерации закрепляет деление всех земель на 7 основных категорий. В соответствии с принадлежностью к той или иной из них участок должен использоваться только по своему целевому назначению. Наиболее известные категории – это сельскохозяйственные земли и земли поселений.

В каких случаях кадастровая стоимость может измениться?

Прежде всего, стоит определиться с тем, что именно представляет собой кадастровая стоимость земли.

В частности, в качестве подтверждающей данную стоимость документации может выступать:

  • кадастровый паспорт (этот документ выдавался ранее, однако если его данные действительны, то он может быть использован и в современных условиях);
  • выписка из ЕГРП (документ, который пришел на смену предыдущему и с 2021 года выдается из Единого государственного реестра прав).

При установлении кадастровой стоимости в отношении конкретного участка на этот показатель оказывают влияние следующие факторы:

Поскольку данных факторов довольно много, в случае изменения какого-либо из них или же по другим причинам может быть изменена и кадастровая стоимость, причем как в сторону понижения, так и в сторону увеличения.

Изменение площади земли

Этот показатель напрямую влияет на стоимость (чем больше площадь, тем дороже стоит участок). Площадь может быть скорректирована по различным причинам: изменение или уточнение границ, объединение нескольких участков или разделение одного на два и более и т. д.

Каждый из этих факторов может влиять на кадастровую стоимость как в сторону ее увеличения, так и в сторону уменьшения.

Как рассчитывается земельный налог

Федеральная налоговая служба определяет сумму для каждого владельца земли на основании информации Росреестра: кадастровой стоимости и категории земель.

С апреля по сентябрь налоговые служащие отправляют уведомления по адресу прописки или по месту расположения участка. Владелец объекта недвижимости должен заплатить за предыдущий год до 1 декабря текущего года.

Сумма определяется на основании времени владения землей и количества собственников. При расчете применяют 4 варианта:

  1. За полный календарный год.
  2. За часть года.
  3. За долю.
  4. По налоговой ставке.

ВАЖНО! Владелец не освобождается от уплаты, если не получил квитанцию. Неплательщику выписывается штраф – 20% от назначенной суммы. Сотрудники налоговой вправе потребовать оплаты долга и пенни в течение трех лет с момента покупки недвижимости.

Примеры расчетов

Примеры стандартного расчета налога:

  1. Участок в СНТ с кадастровой ценой равной 150 000 р., находится во владении более года, имеет одного собственника, льгот нет. Сумма налога составит: 150 000 × 0,3% × 1 = 450 рублей.
  2. Земля ИЖС стоимостью – 250 000 р. Три месяца была во владении одного собственника, затем была продана. Сумма делится между продавцом и покупателем: 250 000 × 0,3% × 3 ⁄ 12 = 187,50 р. для первого владельца. Для второго: 250 000 × 0,3% × 9 ⁄ 12 = 562, 5 р.
  3. Владельцу принадлежит половина участка. Земля не относится к садовым, жилым или оборонным категориям. Цена – 160 000 р. Сумма налога составит: 160 000 × 1,5% × 0,5 = 1 200 рублей.
  4. Садовый участок расценивается в 200 000 р. и принадлежит ветерану боевых действий, который имеет льготу в 10 000 р. Сумма налога для льготника: (200 000 – 10 000) × 0,3% × 1 = 570 рублей.

Если собственник не получил квитанцию, сумму задолженности он может узнать на портале Госуслуги, в личном кабинете на сайте ФНС или в районном отделении налоговой службы.

Расчет земельного налога: кадастровая стоимость земельного участка

На основании установленной кадастровой стоимости устанавливается сумма земельного налога, который поступает в региональный или федеральный бюджет. На этом же основании представляются суммы выплат, которые определяют для граждан возможность выкупа земельного участка с целью его оформления в собственность.

Как рассчитывается кадастровая стоимость земельного участка (ЗУ)

Если физ. лицо зарегистрировано как ИП, следует знать, каковы особенности уплаты земельного налога в этом ситуации. От имени индивидуального предпринимателя в налоговый орган подаётся декларация в случаях, когда земля используется в коммерческих целях. Оплата земельного налога по квитанциям из ФМС возможна, только если участок используется в личных целях.

Исключения

Не подлежат обложению земельным налогом:

  1. Физические лица и организации, использующие землю на правах безвозмездного пользования.
  2. Земли, использующиеся на правах аренды. В этом случае вносится только арендная плата;
  3. Участки, которые были изъяты из оборота, либо с ограниченным оборотом. Под таковыми подразумеваются земли, на которых расположены объекты федеральной собственности, такие как:
  • Здания военных судов;
  • Здания государственных воинских формирований;
  • Здания ФСБ;
  • Объекты органов госохраны;
  • Кладбища;
  • Инженерные сооружения;
  • Земли лесного фонда;
  • Земли, на которых расположены объекты культурного или археологического наследия;
  • Участки под многоквартирные дома;
  • Участки, на которых расположены государственные водоёмы. Земли водного фонда;
  • Оборонные предприятия.

Для расчёта суммы ЗН не имеют значения результаты хозяйственной деятельности на этом участке и прибыль, полученная с его использования. Это другая сфера налогообложения.

Для суммы земельного налога куда большее значение имеет площадь участка и ещё ряд факторов. Если участок не используется по назначению, сумма налоговой ставки для него возрастает в два раза.

Базовым критерием для расчёта суммы ЗН является кадастровая стоимость участка. В статье 394 НК РФ прописаны максимальные ставки, выражающиеся в процентах от кадастровой стоимости участка.

Как посчитать по кадастровой стоимости?

Зная кадастровую стоимость своего участка, можно самостоятельно высчитать сумму земельного налога.

Для того, чтобы узнать эту стоимость, следует лично обратиться в территориальное отделение Росреестра, либо запросить сведения на их официальном сайте. Также можно ее узнать онлайн по кадастровому номеру или адресу.

Далее следует узнать, не принимались ли местными органами власти процентные ставки, отличные от максимальных и прописанных в НК РФ (0.3% и 1.5%). Если да, то выяснить их размер, и использовать при расчёте земельного налога.

Если нет, значит используем вышеупомянутые 0.3 или 1.5%, в зависимости от категории вашей земли. Эти же цифры будут взяты за основу и в наших примерах.

Источник: https://mir-katushek.ru/podgotovka-dokumentov/6574-izmenenie-kadastrovoy-stoimosti-pri-raschete-zemelnogo-naloga-po-resheniyu-suda.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.