+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Министерство образования и науки является органом

Содержание

История российского министерства образования. Досье

Министерство образования и науки является органом

ТАСС-ДОСЬЕ. 15 мая 2021 года президент РФ Владимир Путин своим указом утвердил структуру нового правительства, предложенную премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым.

Согласно документу, Министерство образования и науки Российской Федерации будет разделено на два ведомства: министерство просвещения и министерство науки.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории министерства образования в России.

В российской империи

Первым государственным ведомством в сфере образования в Российской империи стала Комиссия об учреждении народных училищ, созданная в 1782 году.

20 (8) сентября 1802 года манифестом императора Александра I было образовано Министерство народного просвещения (МНП) Российской империи. Его возглавил граф Петр Завадовский.

К ведению министерства была отнесена деятельность типографий, народных библиотек, музеев, школ, а также вопросы цензуры. С 1803 года в подчинение МНП перешла Императорская Академия наук.

В 1810 году министерство взяло под свое управление все академии и учебные заведения, кроме военных, духовных и специализированных.

5 ноября (24 октября) 1817 года МНП было объединено с департаментом духовных дел иностранных исповеданий, главным управлением училищ и др. в единое министерство духовных дел и народного просвещения, руководителем которого стал князь Андрей Голицын. Цель ведомства состояла в том, чтобы достичь в обществе “постоянного и спасительного согласия между верою, ведением и властию”.

После отставки Голицына в 1824 году было восстановлено министерство народного просвещения. Вопросы управления православным духовенством были возвращены в Синод, дела иностранных исповеданий остались в ведении МНП (до 1832 года, затем отошли министерству внутренних дел). Первым главой воссозданного ведомства стал адмирал, бывший Государственный секретарь Александр Шишков.

В подчинении МНП находилась большая часть высших учебных заведений, лицеев, училищ и школ, Санкт-Петербургская академия наук, Императорская публичная библиотека, Румянцевский музей и др.

В 1834 году на министерство была возложена обязанность издания книг по отечественной истории. Ведомство утверждало уставы образовательных, научных, литературных и др.

учреждений, осуществляло цензуру книг и периодических изданий (кроме духовных и военных).

Органы образования РСФСР

После революции и прихода к власти большевиков декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 22 (9) ноября 1917 года была учреждена Государственная комиссия по народному просвещению (Наркомпрос) во главе с народным комиссаром Анатолием Луначарским.

Ей было передано общее руководство народным образованием, при этом комиссия не являлась центральным органом по управлению учебными и образовательными учреждениями, школьное дело было передано в ведение местного самоуправления.

18 июня 1918 года СНК РСФСР принял “Положение об организации дела народного образования в Российской Республике”, которым унифицировал управление образованием. Руководство на местах осуществляли отделы народного образования, а высшим государственным органом в этой сфере стал Народный комиссариат просвещения РСФСР.

В 1920-1930-х годах комитет контролировал практически всю сферу образования, библиотечное и издательское дело, деятельность музеев, театров, кино, клубов, парков культуры и отдыха, занималось охраной памятников и др. 15 марта 1946 года. Наркомпрос был преобразован в Министерство просвещения РСФСР (Минпрос) под руководством Алексея Калашникова.

До конца 1980-х годов в России действовали три ведомства, отвечающих за госполитику в сфере образования: наряду с Минпросом, в ведении которого находились общеобразовательные учреждения, были созданы Министерство высшего и среднего специального образования (3 августа 1959 года) и Госкомитет по профессионально-техническому образованию (8 декабря 1965 года; до 1978 года – при Совете министров РСФСР).

26 июля 1988 года указом президиума Верховного совета РСФСР на базе министерства просвещения и госкомитета было образовано Министерство народного образования РСФСР.

14 июля 1990 года в соответствии с законом “О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР” оно было переименовано в Министерство образования РСФСР.

Согласно указу, министерство высшего и среднего специального образования было преобразовано в Государственный комитет РСФСР по делам науки и высшей школы (с 1991 года – министерство науки, высшей школы и технической политики).

Органы образования СССР

В 1928 году было учреждено Главное управление по высшей школе при Высшем совете народного хозяйства СССР, в 1932 году – Комитет по высшей технической школе при Совнаркоме СССР (в 1933 году преобразован во Всесоюзный комитет по высшему техническому образованию при ЦИК СССР, а с 1935 года – при СНК СССР).

В 1936 году комитет по высшему техническому образованию был упразднен и вместо него образован Всесоюзный комитет по делам высшей школы при СНК СССР (в марте 1946 года подчинен Совмину СССР), который возглавил Сергей Кафтанов.

10 апреля 1946 года комитет был реформирован в Министерство высшего образования СССР (Минвуз), которое также возглавил Кафтанов.

15 марта 1953 года Минвуз был объединен с министерствами кинематографии и трудовых ресурсов, а также комитетом по делам искусств в единое Министерство культуры СССР. Однако спустя год Минвуз вновь был выделен в самостоятельное ведомство, а 22 июня 1959 года реформирован в Министерство высшего и среднего специального образования СССР.

Оно являлось центральным органом госуправления высшей и средней специальной школой.

Руководство средней общеобразовательной школой, дошкольными и внешкольными учреждениями осуществляло Министерство просвещения СССР, созданное в 1964 году, а вопросами подготовки профессионально-технических кадров занимался одноименный государственный комитет (образован в 1959 году при Совмине СССР, затем неоднократно реформирован).

5 марта 1988 года все три ведомства были упразднены в связи с образованием Государственного комитета СССР по народному образованию во главе с Геннадием Ягодиным.

Российская Федерация

28 ноября 1991 года центральные органы государственного управления РСФСР были реорганизованы в соответствии с указом президента России Бориса Ельцина, союзные органы власти упразднены.

Правопреемниками Госкомитета СССР по народному образованию стали российские министерство науки, высшей школы и технической политики (в части высшей школы) и министерство образования (в части общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования).

В 1993 году вопросы управления высшей школы были переданы новообразованному Госкомитету РФ по высшему образованию (Госкомвуз). 14 августа 1996 года Госкомвуз и Минобразования объединены в Министерство общего и профессионального образования РФ. 25 мая 1999 года ведомство было переименовано в министерство образования.

Ему, в частности, были переданы полномочия упраздненных Государственного высшего аттестационного комитета (1998) и Госкомитета по молодежной политике (2000).

В соответствии с законом “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти” от 9 марта 2004 года, вместо министерства образования было учреждено Министерство образования и науки РФ.

В его ведение перешли функции упраздненного Министерства промышленности, науки и технологий РФ, а также Российского агентства по патентам и товарным знакам.

С 2012 года Минобрнауки возглавляет Ольга Васильева.

Источник: https://tass.ru/info/5203411

Президент упразднил Министерство образования и науки РФ

Министерство образования и науки является органом

Опубликован Указ президента об упразднении министерства образования.

Согласно вышеуказанному документу с 15 мая 2021 года Минобрнауки разделено на 3 отдельных ведомства:

  • Министерство просвещения РФ
  • Министерство науки и высшего образования РФ
  • Рособрнадзор

История делений и объединений Министерств образования в России?

  • 1946 год: Необходимо акцентировать внимание на самом названии будущего министерства. В истории России ведомство, занимающееся вопросами образования, называлось «министерством просвещения» 2 раза: в царской России (Министерство народного просвещения – с 1802 года, в советской России (Министерство просвещения РСФСР) – с 1946 года.
  • 1988 год: В 1988 году в России появилось Министерство образования РСФСР. Для этого объединили два ведомства: Государственный комитет РСФСР по профессионально-техническому образованию и Министерство просвещения РСФСР.
  • С 1988 до 1996 года в России за начальное и среднее (в том числе среднее специальное и профессионально-техническое) образование в РФ несло ответственность Министерство образования РСФСР, а затем РФ.
  • Министерство науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации (а затем Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию) отвечал за высшее и послевузовское образование и науку.
  • 1996 год: С 1996 года до 1999 года – Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации
  • 2000 год: С 2000 до 2015 – Министерство образования Российской Федерации (Минобрнауки)

Деление сферы образования СССР на несколько ведомств

Что касается деления ведомств на всесоюзном уровне, то сферу образования СССР курировали 3 отдельных ведомства:

  • Министерство высшего и среднего специального образования (Минвуз) СССР, 
  • Министерство просвещения СССР,
  • Министерство профессионально-технического образования СССР.

Чем будет заниматься Министерство просвещения?

С 15 мая 2021 года новое Министерство просвещения будет реализовывать государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сферах:

  • общего образования,
  • среднего профессионального образования
  • соответствующего дополнительного профессионального образования,
  • профессионального обучения,
  • дополнительного образования детей и взрослых,
  • воспитания.

По предварительной информации пост Министра просвещения займёт бывший министр образования Ольга Васильева.

Чем будет заниматься Министерство науки и высшего образования РФ?

Сюда передаются функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере

  • высшего образования,
  • соответствующего дополнительного профессионального образования,
  • научной, научно-технической и инновационной деятельности,
  • нанотехнологий,
  • развития федеральных центров науки и высоких технологий,
  • государственных научных центров и наукоградов.

Что касается Рособрнадзора, то это ведомство будет подчинятся непосредственно Правительтству РФ. Об этом читайте предыдущую публикацию «Рособрнадзор больше не подчиняется Министерству образования»

Вы можете скачать Указ Президента РФ 15 мая 2021 г. № 215 “О структуре федеральных органов исполнительной власти”.

Министерство просвещения через призму истории

До революции в царской России Министерство просвещения возглавляло 29 министров.

После революции был создан Народный комиссариат просвещения, которые возглавляли народные комиссары:

  • 1917 – 1929: Луначарский Анатолий Васильевич, единственный из состава правительства продержался на посту 12 лет, основатель журнала «Вестник образования».
  • 1929 – 1937: Бубнов Андрей Сергеевич, ввёл всеобщее начальное образование, расстрелян в 1938 г.
  • 1937 – 1940: Тюркин Петр Андреевич, кавалер ордена Красного знамени, арестован по «Ленинградскому делу» и посмертно реабилитирован в 1954 г.
  • 1940 – 1946: Потемкин Владимир Петрович, профессор истории, организатор Академии педагогических наук РСФСР.

С 1946 года Наркомпрос реорганизован в Министерство просвещения.

  • 1946 – 1947: Калашников Алексей Георгиевич, доктор физико-математических наук, профессор.
  • 1947 – 1949: Вознесенский Александр Алексеевич, академик, ректор Ленинградского университета, расстрелял в 1950 г. по «Ленинградскому делу». Реабилитирован в 1954 г.
  • 1949 – 1956: Каиров Иван Андреевич, президент Академии педагогических наук.
  • 1956 – 1967: Афанасенко Евгений Иванович, был сторонником антиакадемичности, что привело к понижению качества образования.
  • 1967 – 1980: Данилов Александр Иванович, осуществлён переход на всеобщее среднее образование.
  • 1980 – 1990: Веселов Георгий Петрович, введены вариативные учебные планы.

После крушения СССР, Министерство просвещения стало называться Министерством общего и профессионального образования РФ. С 2000 года – Министерство образования и науки (Минобрнауки России).

  • 1990 – 1992: Днепров Эдуард Дмитриевич, первый министр образования современной России. Академик Российской академии наук.
  • 1992 – 1996: Ткаченко Евгений Викторович, стремился вернуть российскую науку на международную сцену.
  • 1996 – 1998: Кинелев Владимир Георгиевич, доктор технических наук, один из отцов-основателей дистанционного обучения в России.
  • 1998 Тихонов Александр Николаевич, инициатор развития российских научно-образовательных сетей, входящих в Интернет – RunNet, RBNet, Relarn-IP и др. Один из первых идеологов дистанционного образования в России.
  • 1998-2004: Филиппов Владимир Михайлович, доктор физико-математических наук, профессор. Реализовал программу компьютеризации сельских школ.
  • 2004 – 2012: Фурсенко Андрей Александрович, перевел высшую школу на принципы Болонской системы (бакалавриат и магистратура), введен ЕГЭ.
  • 2012 -2021: Ливанов Дмитрий Викторович, доктор физико-математических наук, реформировал РАН, объединил ВУЗы, инициировал расследования «липовых» диссертаций» среди чиновников.
  • 2021 – 2021: Васильева Ольга Юрьевна, доктор исторических наук, первая женщина – министр образования, если не считать Надежду Константиновну Крупскую, которая официально не была наркомом просвещения, но фактически руководила образовательной политикой в стране.

С 2021 года Министерство образования и науки Российской Федерации было разделено на 2 основных ведомства:

Министром просвещения назначена бывший руководитель ведомства – Васильева Ольга Юрьевна.

Министром науки и высшего образования назначен Котюков Михаил Михайлович, бывший руководитель Федерального агентства научных организаций. В прошлом Котюков М.М. занимал такие должности, как проректор по экономике и финансам Сибирского федерального университета, глава департамента финансов Красноярского края, министр финансов Красноярского края, заместитель министра финансов А. Силуанова.

Источник: https://www.snta.ru/press-center/prezident-uprazdnil-ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki-rf/

Школы и вузы разойдутся по разным ведомствам

Министерство образования и науки является органом

Российской академии наук (РАН). Алексей Смышляев/Интерпресс/ТАСС

Согласно указу президента Владимира Путина о новой структуре Правительства России, который глава государства подписал 15 марта, Министерство образования и науки будет разделено на два ведомства: Министерство просвещения и Министерство высшего образования и науки. Это поможет, с одной стороны, вывести из забытья школьное образование, а с другой — повысить роль российских учёных и их изобретений, считают эксперты. При этом пока неясно, как будет меняться ЕГЭ, который находится на стыке общего и высшего образования.

Школьники не будут в тени

Идея изменений заключается в том, чтобы Министерство просвещения вплотную занялось школами, техникумами и дошкольными учреждениями, а Министерство науки и высшего образования было ответственно за вопросы, соответствующие его названию.

Это позволит, по мнению главы Правительства Дмитрия Медведева, который и предложил такой проект президенту, «лучше сконцентрировать наши возможности по развитию и одной системы образования, и другой системы образования».

Читайте по теме

Создав Министерство просвещения, получится наконец-то вывести на первый план вопросы школьного образования, считает председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский. По его мнению, в последнее время больше внимания уделялось высшему образованию, а школьники и наука были на втором плане.

Теперь же федеральные и региональные власти должны вместе усилить среднее образование, разработав единые методики обучения и воспитания, подходы к профориентации школьников, а главное — наведя порядок в сфере утверждения учебников, которые смогут попасть на школьные парты, добавил сенатор.

«При таком качестве учебников может запутаться любая система образования. Мы за то, чтобы количество учебников было минимальным или был вообще один единый учебник по каждому предмету для всей страны.

А дополнительные учебники могли бы существовать для факультативного изучения в виде дополнительных занятий и так далее», — сказал Валерий Рязанский «Парламентской газете».

Этот вопрос он определил как одну из главных задач нового министерства.

Перед Министерством просвещения стоит амбициозная задача по реализации поручения президента вывести российское школьное образование в десятку лучших в мире, отметила зампредседателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.

Сверхактуальна задача введения национальной системы учительского роста.

«Основные препятствия этому — до сих пор не утверждены федеральные государственные образовательные стандарты, не создан механизм обновления содержания образования с учётом современных достижений науки и технологий, требует вложений инфраструктура школ и детских садов. Сверхактуальна задача введения национальной системы учительского роста», — подчеркнула она «Парламентской газете».

Высшее образование и наука должны стать прорывными

Министерству высшего образования и науки Владимир Путин поручил своим указом вузовскую подготовку, инновационную деятельность, развитие федеральных научных центров — в общем, разработку прорывных технологий. У ведомства появится для этого новый арсенал инструментов: оно получит полномочия Федерального агентства научных организаций, которое ведало финансами и имуществом РАН. Само ФАНО указом президента упразднено.

По мнению Любови Духаниной, в скором времени нужно будет пересматривать сам Закон «Об образовании в Российской Федерации» и ввести в законодательство такое понятие, как «федеральный орган исполнительной власти по выработке государственной политики в сфере науки», а значит, определить новые направления в регулировании этой области. Пока в законе речь идёт только о ФАНО и Российской академии наук, отметила депутат, а российская наука не заканчивается только на этих структурах, например развиваются вузовские исследования.

Разорвётся ли связь школ, колледжей и вузов?

Читайте по теме Сферы, которые разнесли по разным министерствам, сегодня тесно переплелись. В школах создаются профессиональные — инженерные, медицинские и другие — классы при вузах, открываются при них и структуры среднего профессионального образования. Теперь же получается, что, например, связка «колледж — вуз» будет подчинена разным ведомствам.

Однако управление обоими министерствами будет осуществлять один вице-премьер. Благодаря этому сохранится единая государственная политика в этих сферах, считает Валерий Рязанский.

К тому же подготовка в колледжах и техникумах находится в основном в ведении регионов.

Субъекты будут также решать, каких специалистов и в каком количестве им готовить, а министерство будет только утверждать стандарты, поэтому для их учащихся, преподавателей и руководства вряд ли что-то изменится, добавил он.

«Нам нужно сделать так, чтобы переход к новой структуре Правительства не ударил по ученикам и студентам», — подчеркнула Любовь Духанина.

Главное опасение возникло у неё по поводу того, как будет меняться система ЕГЭ, который находится на стыке общего и высшего образования, оказавшихся сейчас в поле управления разных регуляторов.

«Практически единственное, что всегда отмечается как положительный эффект этой формы экзамена, — возможность для детей из сёл и малых городов поступать в хорошие вузы без дополнительных расходов.

Поэтому любые изменения должны проходить тщательную всестороннюю оценку, без перегибов», — считает депутат.

Указом президента также изменилась подведомственность Рособрнадзора — он теперь подчиняется не какому-либо министерству, а напрямую Правительству.

Это может стать первым шагом к выстраиванию гибкой и прозрачной системы контроля качества образования, отметила Духанина, предложив создавать независимые центры оценки ЕГЭ, в которых ребёнок сможет сдать экзамен два-три раза в течение года.

Причём сделать это он сможет как досрочно, так и повторно, если результат его не устраивает.

Справка: Министерства образования тогда и сейчас

Читайте по теме Ведомства, которые были ответственны за образование, существуют в нашей стране больше 200 лет. В царское время это было Министерство народного просвещения — в 1802 году манифест о его создании издал император Александр I. После революции аналогичный орган создали при Совете народных комиссаров.

В течение советской истории образовательные властные органы несколько раз сливались и разъединялись со сферой науки и культуры. Особый упор в то время делали на техническую высшую школу — её курировали отдельные государственные комитеты.

С момента распада СССР министерство реорганизовывали пять раз, а Минобрнауки России, которое существовало до последних изменений, работало с 2004 по 2021 год.

В последние годы Министерство образования и науки курировало все этапы образования, предусмотрев создание единых для всей страны ФГОСов (федеральных государственных образовательных стандартов) для дошкольного, среднего и высшего образования. Эти изменения закрепили в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» 2012 года.

Кроме школьников и студентов, в единую систему образования вошли детсадовцы. Дошкольное обучение и воспитание стало считаться первой ступенью образования, а многие сады прикрепили к школам, где ребёнок автоматически получает место, когда ему исполняется семь лет.

Также ступенью вузовского образования, а не научной работой стала считаться аспирантура.

Теперь, согласно указу президента, за новым Министерством просвещения закрепят сферы общего образования, среднего профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства, а также управление государственным имуществом в этих сферах. 

Министерству науки и высшего образования выделят сферы высшего образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности (кроме полномочий Роспатента) и управление соответствующим имуществом.

Рособрнадзор и Росмолодёжь станут подчиняться напрямую Правительству.

Источник: https://www.pnp.ru/social/shkoly-i-vuzy-razoydutsya-po-raznym-vedomstvam.html

Минобрнауки больше нет: два вместо одного, Познавательные статьи

Министерство образования и науки является органом

После принятия новых федеральных образовательных стандартов, проверки качества работы школьных учителей, нововведений в среднем профессиональном образовании встал вопрос и о повышении эффективности деятельности Министерства образования и науки путем его преобразования.

Качество функционирования системы образования давно волнует российское общество. Регулярно правительство и депутаты Госдумы выдвигают множество идей и предложений по совершенствованию находящегося в их ведомстве инструмента развития.

После принятия новых федеральных образовательных стандартов, проверки качества работы школьных учителей, нововведений в среднем профессиональном образовании встал вопрос и о повышении эффективности деятельности Министерства образования и науки путем его преобразования.

Какие ведомства заменят Минобрнауки, и какие функции им переданы?

Соответствующим Указом Президента РФ Министерство образования и науки было преобразовано посредством его разделения на Министерство науки и высшего образования и Министерство просвещения.

В ведение Министерства науки и высшего образования передаются полномочия по управлению и развитию учреждений высшего образования, научных институтов и нанотехнологий. В компетенцию ведомства будет также входить разработка и реализация нормативно-правовой базы, регулирующей основы государственной политики в области:

  • получения дополнительного профобразования;
  • развития наукоградов, государственных научных центров;
  • совершенствования центров науки и передовых технологий на федеральном уровне;
  • инновационного, научно-технического развития;
  • работы научных школ;
  • исследовательской компьютерной сети нового поколения.

На реструктуризированное и обновленное министерство науки и высшего образования возложены и функции созданного в 2013 году ФАНО (Федерального агентства научных организаций), которое отныне прекращает свое существование.

Министерство просвещения в свою очередь займется общим образованием всех уровней. Функции, возлагаемые на это ведомство, включают реализацию национальной политики государства и разработку нормативно-правового управления по следующим направлениям:

  • дошкольное развитие и воспитание;
  • обучение в средней общеобразовательной школе;
  • среднее профессиональное образование;
  • дополнительное профессиональное образование.

Кроме того, новое министерство будет отвечать за социальную поддержку и защиту обучающихся, воспитание, опеку и попечительство граждан, не достигших совершеннолетия.

Стоит также заметить, что такие организации как Росмолодежь и Рособрнадзор, которые ранее были подведомственны Министерству образования и науки, теперь будут находиться в непосредственном подчинении российского правительства.

Причины и перспективы реорганизации

Разговоры о том, что Минобрнауки необходимо реорганизовать, длились на протяжении более 10 лет.

Среди основных причин, почему это нужно сделать, называли слишком большой круг обязанностей, возлагаемый на министерство.

Кроме того, эксперты указывали на то, что сущность общего образования значительно отличается от вузовского, а наука, хоть и переплетается с высшим образованием, не имеет ничего общего с дошколятами и учениками школ.

Ликвидация Федерального агентства научных организаций и передача его полномочий Министерству науки и высшего образования в значительной степени связана с тем, что в период существования ФАНО отмечались неоднократные попытки вмешательства в управление научными исследованиями. А целесообразность передачи Рособрнадзора в подчинение правительства обусловлена необходимостью сократить влияние Минобрнауки на деятельность службы.

Проведение подобной реорганизации направлено на создание условий, при которых каждое ведомство будет полностью сосредоточено на отведенных ему полномочиях. Если ранее Минобрнауки не могло уделять должного внимания всем составляющим образования, то теперь новые министерства смогут охватить все его сферы.

Однако возникают опасения относительно того, как будут взаимодействовать министерства между собой, смогут ли они договориться, и как долго продлиться процесс становления. К тому же, создание 4 новых структур вместо одной потребует расширения штата и увеличения количества ресурсов на их обеспечение, а о гарантиях эффективности их деятельности сложно говорить.

Экспертное мнение

По мнению руководителя Федерального института развития образования, Александра Асмолова, создание нового органа должно проводиться с целью решения определенной задачи, а не для того чтобы обеспечить занятостью конкретные лица. Кроме того, он ставит под сомнение возможность реализации Национальной стратегии развития государства в области образования, так как это решение потребует очень много времени для устранения управленческой неразберихи.

Его мнение не разделяет глава Всероссийского педагогического собрания и ректор Московского госуниверситета технологий Валентина Иванова, которая убеждена в правильности произошедших изменений.

Она считает, что ранее унифицированные решения не подходят для всех возрастных категорий.

Поэтому новые ведомства смогут уделить соответствующее внимание специфике обучения граждан разных возрастов и выработать необходимые механизмы для улучшения качества образования.

Лариса Курнешова, бывшая в свое время первым заместителем главы Департамента образования Москвы, считает решение о создании вертикали власти в системе образования рациональным, но акцентирует внимание на том, что все регионы имеют разные возможности, поэтому им нужно обеспечить свободу для творчества и экспериментов.

Бывший Президент РАН, выдающийся советский и российский ученый-физик, Владимир Фортов, также поддерживает реорганизацию Минобрнауки.

Он считает, что таким образом будет уделяться равное внимание и образованию и науке, что позволит развиваться обоим направлениям.

По его мнению, Миннауки создаст отдельные управления для руководства высшей школой и наукой, которым будут вверены конкретные полномочия.

А вот его оппонент, советский и российский физик, академик и член президиума РАН, А. Литвак выражает опасения относительно будущего науки.

Он считает, что было неправильно, когда одно ведомство управляло и дошкольным образованием и наукой, но придерживается позиции относительно того, что наука должна быть отделена и от высшего образования из-за различия в их ключевых задачах.

Кроме того, господин Литвак сомневается в рациональности решения о ликвидации ФАНО, с которым российская наука налаживала взаимодействие в течение 5 лет.

Также его очень беспокоит вопрос о том, как в дальнейшем будут выстраиваться отношения с министерством, если учреждений высшего образования, находящихся в его ведомстве, значительно больше, чем научных институтов. А еще он надеется, что на пост нового министра будет назначен человек, разбирающийся в науке.

На министра из науки надеется также вице-президент РАН и председатель Сибирского отделения РАН Александр Асеев. Однако он одобряет решение об упразднении ФАНО, так как считает, что агентство вредило научным исследованиям и привело к большим потерям.

По его словам, передача науки в непосредственное управление министерства, а не всего лишь подведомственной структуре, позволит улучшить позиции науки и, если НИИ будут пользоваться равными с ВУЗами правами, они смогут получить лучшее финансирование.

Как видно, мнения разделились. Безусловно, реорганизация имеет много преимуществ, но есть и недостатки, поэтому возникающие опасения вполне обоснованы. Будут ли новые структуры работать в соответствии с поставленными целями? Смогут ли новые ведомства быстро организовать свою работу, чтобы учреждения, находящиеся у них в подчинении не остались предоставленными самим себе? Время покажет.

Источники изображений: user.vse42.ru, kremlinrus.ru, школа23ковров.рф

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/articles/1387_minobrnauki-bolshe-net-dva-vmesto.html

Чем занимается министерство образования России

Министерство образования и науки является органом

Виктор, главный редактор. Экономист. Опыт работы в финансах более 15 лет. Дата: 28 марта 2021. Время чтения 5 мин.

Министерство образования РФ занимается регулированием вопросов, связанных с образовательной и научной деятельностью. Также в обязанности ведомства входит воспитание и социальная поддержка учащихся. Возглавляет Министерство образования Котюков Михаил Михайлович.

В современном виде Министерство науки и высшего образования РФ существует с 2021 года. Этот орган исполнительной власти претерпел многие преобразования и назывался по-разному:

  • Министерство образования и науки с 2004 по 2021;
  • Министерство образования с 1999 по 2004 и с 1991 по 1996;
  • Министерство общего и профессионального образования с 1996 по 1999 и так далее вплоть до Министерства народного просвещения, впервые созданного в 1802 году.

Вне зависимости от именования, с начала своей истории и до сегодняшнего дня Министерство образования занимается регулированием в сфере научной и образовательной деятельности.

Интересно, что до мая 2021 года существовало единое ведомство.

15 мая 2021-го Президентским указом этот орган был разделен на Министерство науки и высшего образования, а также Министерство просвещения.

Поскольку второе взяло на себя нормативно-правовое регулирование в сфере дошкольных и школьных учреждений, за первым осталась более профессиональная деятельность, связанная с инновациями и наукой.

Таблица. Основные сведения о ведомстве

НазваниеМинистерство науки и высшего образования Российской Федерации
Основная задачаНормативно-правовое регулирование в сфере образования, научной и инновационной деятельности, интеллектуальной собственности, воспитания и социальной поддержки учащихся
Глава службыКотюков Михаил Михайлович, Министр науки и высшего образования РФ
Кому подчиняетсяПравительство Российской Федерации
Сайтhttps://minobrnauki.gov.ru

Ключевые задачи

Рисунок 1. Заседания министров

В сфере влияния Министерства науки и высшего образования остались деятельность высших учебных заведений, наукоградов, инновационных центров Российской Федерации. Ключевые задачи нового органа исполнительной власти таковы:

  1. Формирование системы подготовки и повышения квалификации научных кадров.
  2. Поиск новых средств финансирования науки.
  3. Повышение привлекательности работы в российских научных центрах для отечественных и зарубежных ученых.
  4. Повсеместное создание научно-образовательных центров.
  5. Обновление материально-технической базы научных организаций.
  6. Повышение эффективности отечественных научных исследований и разработок.

Согласно майскому указу Президента РФ, к 2024 году наша страна должна войти в топ-5 ведущих стран мира в области приоритетных научных разработок.

Рисунок 2. Семинар по стратегическому развитию российского образования

Относительно молодой орган исполнительной власти пока только ещё осваивает широкое поле своих новых полномочий. Но кое-какие достижения департамента уже можно упомянуть:

  1. В бюджет 2021 года заложены субсидии в размере 9,9 млрд руб. Они будут распределены между ведущими российскими вузами и пойдут на повышение конкурентной привлекательности отечественных учебных заведений на мировом рынке высшего образования
  2. Утвержден список специальностей, по которым будет проводиться приём студентов в российские вузы в пределах установленной квоты. В список вошли около 450 направлений по более чем 15 обобщенным специальностям.
  3. Утвержден план комплексного развития Сибирского отделения Российской Академии Наук (РАН).
  4. Оптимизирована сеть филиалов Российской академии народного хозяйства и государственной службы. Ряд неэффективных филиалов были ликвидированы. Их имущество распределено между действующими подразделениями, а также в государственную казну.
  5. Запущена программа по поддержке вузов, подготавливающих кадры для комплекса лесной промышленности и природоохранных предприятий.

Министр науки и высшего образования

Рисунок 3. Министр Котюков М. М.

18 мая 2021 года на должность Министра науки и высшего образования был назначен 41-летний Михаил Михайлович Котюков. До своего назначения Котюков являлся руководителем Федерального агентства научных организаций (ФАНО) с 2013 года. До этого он почти год действовал как заместитель министра финансов, куда попал в 2012 году из департамента бюджетной политики при Министерстве финансов РФ.

Михаил Котюков уроженец Красноярска. Именно там он в 1999 году окончил университет, получив специальность финансиста. Таким образом, новый министр науки по своему образованию, а также опыту работы пока больше принадлежит к финансам, нежели к науке. В свете того, что одна из его ключевых задач — поиск альтернативных госбюджету источников финансирования, это не так уж и плохо.

Предшественником Котюкова на посту Министра образования в его прежнем виде была Ольга Васильева, занимавшая эту должность с августа 2021-го. В данный момент Ольга Юрьевна является Министром просвещения РФ.

История создания

Рисунок 4. Аудитория одного из ведущих вузов РФ

Впервые государственный орган просвещения был учрежден Александром I ещё в начале XIX века. В той далекой эпохе его задачи сводились к повышению уровня общей грамотности населения, обеспечению доступа к получению образования для всех сословий.

В ходе истории Министерство образования постоянно преобразовывалось, делилось и, наоборот, объединялось с другими структурами. Образование пытались объединить то с культурой, то с наукой, выделить отдельно общее и профессиональное образование и т. д.

В 2021 году департамент претерпел очередные изменения. Они связаны с принципиально различными задачами, которые стоят перед современной системой среднего и средне-специального образования и перед системой образования высшего. Для первой отрасли важно обеспечить равные возможности для всех учащихся.

В то время как вторая отрасль стремится создать условия для максимального применения талантов наиболее одаренных ученых. Для эффективной реализации каждой из этих глобальных задач Министерство образования было разделено на два самостоятельных ведомства, подконтрольных Правительству Российской Федерации.

Как долго они просуществуют, будут ли вновь объединены — покажет лишь время.

Источник: https://yakapitalist.ru/gov/zanimaetsya-minobrnauki/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.