+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Кто имеет право обращаться в конституционный суд

Порядок подачи жалобы в Конституционный суд РФ

Кто имеет право обращаться в конституционный суд

Вопреки распространенному в народе мнению, высшим органом принятия правовых решений в Российской Федерации является Конституционный суд (граждане делегируют данную привилегию Президенту страны).

В каких случаях возможна подача жалобы

Следует знать, что обращение в Конституционный суд составляется по строгим правилам. Кроме того, в законодательстве установлены ситуации, когда оно логично и оправдано. Они таковы:

  • норма действующего законодательства мешает получению гражданином конституционных прав или свобод;
  • положение нормативного акта применено в конкретном деле;
  • данная ситуация рассмотрена или в настоящее время разбирается компетентным госорганом, принадлежащим к одной из трех ветвей власти.

Кроме того, жалоба в Конституционный суд РФ составляется по определенной методике. Заявитель обязан:

  • указывать реальные персональные данные;
  • ссылаться на правовые нормы;
  • приводить факты, проверка которых не подлежит сомнению.

Определение: конституционным называется специально созданный суд Российской Федерации, в компетенцию которого отнесено решение вопросов соответствия положений действующей правовой базы основному закону страны.

Кто может обратиться в судебный орган

КС рассматривает коллективные и личные жалобы. Обращаться в высший судебный орган могут такие лица:

  • физические:
    • граждане РФ;
    • иностранные подданные, проживающие на территории страны по разрешению;
  • юридические без учета формы собственности;
  • властные органы всех уровней (от Президента РФ до муниципалитета).

Для сведения: заявителем может выступить коллектив, если права всех его членов нарушает та или иная норма.

Порядок прохождения процедуры

Правила работы КС описаны в законе об этом органе (№ 1-ФКЗ от 27.07.1994). В четвертой главе акта описана процедура рассмотрения жалоб. Судьям дано право на:

  • оставление письменного обращения без рассмотрения;
  • принятие решения без заседания органа;
  • объединение дел в одно.

Скачать для просмотра и печати:

Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»

Правильно составленная жалоба разбирается в судебном заседании. Оно является легитимным, если в нем участвует более двух третьих судей. В заседание вызываются все стороны процесса:

  • заявитель;
  • ответчик;
  • эксперты;
  • иные задействованные лица.

Для сведения: 95% заявлений не принимаются к производству. Основные причины:

  • небрежное оформление, не соответствующее требованиям;
  • несоответствие запроса компетенции органа;
  • наличие решения по данному вопросу.

КС  имеет право требовать предоставления материалов по делу, вызывать специалистов для разъяснений. В любой момент материалы могут быть возвращены на доработку, а дело закрыто. По типу проведения заседания делятся на:

Подсказка: от лица госоргана в судебном заседании участвует руководитель. Самостоятельно могут присутствовать депутаты Госдумы и сенаторы Совфеда.

Советы юристов

Обращение в КС необходимо правильно аргументировать, чтобы оно было принято к производству. Советы юристов по данному вопросу таковы:

  1. В письме следует ссылаться на уже существующие документы госоргана, в которых излагается мнение по сходному или такому же делу;
  2. Приветствуется опора на правоприменительную практику Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ);
  3. Хорошо работают указания на противоречивость судебных постановлений, опирающихся на одну норму;
  4. КС внимательно относится к аргументам, показывающим нарушение принципов судебных разбирательств:
    1. недопущение формализма;
    2. баланс интересов и прав участников процесса.

Внимание: одним из самых действенных аргументов является указание на то, что судебная инстанция взяла на себя компетенцию КС при принятии обжалуемого решения.

КС не разбирает обращений, опирающихся на аргументацию:

  1. Доказывающую неправомерность ранее принятых решений судебных органов с учетом подробностей ситуации. К компетенции КС не относится кассация и апелляция. Этот госорган защищает конституционные права человека;
  2. Демонстрирующую коллизии между отдельными законодательными нормами. Такие недоработки должен устранять законодатель;
  3. Некомпетентность решения судебного органа. КС не рассматривает правильность постановлений. Его работа — оценка правовых норм, а не отдельных решений.

Правила составления жалобы

Правила составления обращения приведены в ст. 37 закона № 1-ФКЗ . Они касаются вопросов:

  • персональных данных заявителя;
  • порядка оформления дополнений и приложений;
  • расходов на разбирательство (госпошлины).

Подсказка: своим решением КС  может отменить внесение госпошлины некоторым категориям заявителей.

Обязательные сведения о заявителе

В жалобе должны приводиться такие персональные сведения:

ФизлицоЮрлицо
Фамилия, имя и отчество в родительном падежеНаименование органа (по регистрационным документам)
ГражданствоЧьим резидентом является
Место жительства (по паспорту)Адрес регистрации (место дислокации)
Представитель:
ФИО
Ученая степень юриста (если он не является адвокатом)
Адрес

Подсказка: гражданин обязан указать паспортные данные (юрлицо приводит их для представителя), а также контактный телефон.

Сопроводительные документы

К тексту заявления прилагаются материалы по делу. Их перечень в целом зависит от темы обращения. Среди них в обязательном порядке должны быть:

  • квитанция, подтверждающая уплату госпошлины;
  • доверенность представителя (заверенная копия) — если таковой выступает от имени заявителя;
  • документы с обжалуемыми и применяемыми нормами, противоречащими конституционным положениям;
  • учредительная документация (для юрлиц).

С 2014 г., по требованиям ст. 38 ФКС № 1-ФКЗ, обращение и прилагаемые к нему документы, иные материалы представляются в КС РФ с 1-й копией. При направлении обращения в электронном формате прилагаемые к нему документы/материалы тоже представляются в электронном виде. При этом приложения каких-либо копий не требуется.

Важно: в КС предоставляется первый экземпляр чека о внесении государственного сбора.

Оплата пошлины

Величина госпошлины прописана в статье 333.23 Налогового кодекса. Она равна 450,0 рублям. Некоторые лица освобождены от уплаты взноса:

  • Герои СССР и РФ;
  • полные кавалеры ордена Славы;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • бывшие узники концлагерей.

Для сведения: если жалобу КС не принял к рассмотрению, то средства возвращаются заявителю.

В каком виде составлять

КС принимает два вида документации:

  • на бумаге;
  • в электронном виде.

Для сведения: к тексту предъявляются стандартные требования:

  • отсутствие нецензурных слов и жаргонизмов;
  • отсутствие оскорблений и угроз в адрес должностных лиц;
  • стилистика, позволяющая понять написанное;
  • аккуратность исполнения;
  • последовательность подачи материала.

Бумажная форма

Обращение составляется на белых листах бумаги формата А4. Тест можно внести от руки или напечатать. Структура жалобы приведена в таблице:

ЧастьОписание
1 вводнаяСведения о сторонах и предмете разбирательства
2Основания для направления заявления в КС (перечень конституционных нормативов)
3Логичное и последовательное раскрытие обстоятельств
4Аргументация
5Требование о признании обжалуемой нормы неконституционной
6Перечень прилагаемых документов

 Скачать примерВажно: на последнем листе обращения ставится собственноручная подпись заявителя (руководителя организации) и дата.

Электронное письмо

Требования к электронному обращению таковы:

  • файл должен иметь расширение .doc (.docx);
  • приложения делаются в формате фотографии (сканкопии) в хорошем разрешении (от 200 пикс/дюйм);
  • на каждом листе ставится электронная подпись (ее необходимо заранее оформить);
  • направляется письмо, содержащее:
    • краткое описание ситуации;
    • перечень приложений с количеством листов в каждом;
  • приложения прикрепляются к единому письму.

Подсказка: сканкопии приложений делаются в черно-белом варианте.

Советы по составлению

Предметом жалобы в КС выступают нормы таких актов:

  • федеральных законов;
  • уставов субъектов РФ;
  • нормативные акты СССР и РСФСР, действие которых не отменено;
  • постановления Правительства РФ и другие.

Текст должен быть последовательным и конкретным. Абстрактные вопросы КС оставляет без рассмотрения. Кроме того, нет нужды прилагать к обращению разъяснения госорганов по данному вопросу. Таковые воспринимаются в качестве информации. Правовой силой они не обладают.

Способы отправки

Послание с приложениями направляется в госорган одним из трех способов. Они приведены в таблице:

СпособАдресПодсказки
Путем личного визитаг. Санкт-Петербург, ул. Галерная, дом 1Время работы: с 10:00 до 17:00;В пятницу до 16:00;Обед: с 12:00 до 13:00
Почтой190000, Санкт-Петербург, Сенатская площадь, дом 1.Желательно:

  • заказать отслеживание послания и сообщение о доставке;
  • составить опись вложений
Электронныйksrf@ksrf.ru (почтовый ящик)При отправке выбрать функцию «сообщение о доставке»
https://petition.ksrf.ru (официальный сайт)Необходима регистрация

Для сведения: в Москве работает представительство КС . Но всю корреспонденцию необходимо направлять на официальный адрес госоргана.

Письмо в течение трех дней проверяется работниками секретариатаКС на достоверность и правильность оформления. В случае выявления нарушений заявителю предлагается исправить неточности. При отсутствии реакции со стороны гражданина (организации) учетная запись о регистрации жалобы аннулируется.

Результат

Отправитель послания обязан понимать, что ему придется принять участие в заседании. Последнее назначается, спустя три месяца после регистрации письма.

Коллегия судей решает проблему в течение нескольких часов. При этом удовлетворение обращения приводит к таким последствиям:

  • признанию обжалованной нормы, утратившей силу;
  • аннулированию судебного постановления или его отдельных положений;
  • принятию нормативного акта взамен обжалованного;
  • пересмотру дела с учетом действующей нормативно-правовой базы.

Для сведения: в редких случаях действие оспариваемой нормы приостанавливается до вынесения окончательного решения. о рекомендациях по обращению в Конституционный суд РФ14 марта 2021, 00:09 Мар 26, 2021 23:17 О правонарушениях Ссылка на текущую статью

Источник: https://PravoNarushenie.com/otvetstvennost-i-nakazanie/osvobozhdenie-i-obzhalovanie/zhaloba-v-konstitutsionnyj-sud-rf

Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о толковании Конституции Российской Федерации

Кто имеет право обращаться в конституционный суд

Особенностям нормативного толкования Конституции РФ в ФКЗ о Конституционном Суде посвящена гл. XIV, объединяющая две статьи.

Согласно ст. 105 правом на обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании Конституции РФ обладают:

  • • Президент РФ;
  • • Совет Федерации;
  • • Государственная Дума;
  • • Правительство РФ;
  • • органы законодательной власти субъектов РФ.

По сравнению с перечнем субъектов, обладающих правом на обращение в Конституционный Суд РФ по другим категориям дел, список органов, уполномоченных на запрос о толковании Конституции РФ, значительно уже и включает органы власти, «которые наиболее активно занимаются правотворчеством и, соответственно, в первую очередь нуждаются в правильном уяснении ее требований»[1] [2].

Конституционный Суд РФ не может толковать Конституцию РФ по своей инициативе, он осуществляет это только при наличии запроса указанных субъектов.

Инициаторами запросов о толковании Конституции РФ были Президент РФ, Правительство РФ, Государственная Дума, Совет Федерации, законодательные органы субъектов РФ. Причем наиболее активная фаза запросов о толковании Конституции РФ приходилась на начальный период ее действия, когда еще не сложилась практика применения ее норм.

Следует учитывать следующее: чем больше принимается законов, тем меньше остается «белых пятен» в понимании текста Конституции РФ, что, однако, не исключает проверку этих законов на конституционность в другой процедуре.

Мнения ученых

Ученые отмечают: чем больше времени проходит от принятия Конституции РФ, тем меньше вероятность принятия постановления Конституционного Суда РФ о толковании ее положений.

Правовое пространство постепенно заполняется актами законодательства, содержащими свое толкование Конституции РФ, а также решениями Конституционного Суда РФ по другим категориям дел, которые также содержат толкование Конституции РФ и становятся известны органам, уполномоченным на запрос о толковании Конституции РФ.

Было бы странно, если бы спустя полтора десятилетия действия Конституции РФ обнаружилась бы неопределенность ее положений, которые стали основой многочисленных нормативных актов и судебных решений. Такое толкование наиболее вероятно лишь для положений Конституции РФ, которые бездействовали1.

Официальное наименование обращения в Конституционный Суд РФ по данной категории дел — запрос.

Запрос сопровождается правовым актом инициирующего его органа государственной власти (постановлением Государственной Думы, Совета Федерации и т. д.), подписанным его руководителем и заверенным печатью.

Закон не устанавливает специальные требования к допустимости запроса о толковании Конституции РФ, как к другим категориям дел.

Основанием к рассмотрению дела о толковании Конституции РФ является обнаружившаяся неопределенность в понимании положений Конституции РФ. Толкование Конституции РФ Конституционным Судом РФ преодолевает эту неопределенность и разъясняет подлинный смысл конституционных норм.

Судебная практика

Конституционный Суд РФ сформулировал цель толкования Конституции РФ — устранить неопределенность в понимании конституционных положений, обеспечить их надлежащее соблюдение, применение и исполнение (определение от 5 ноября 1998 г. № 134-0).

В тексте запроса необходимо:

  • • сформулировать основание обращения органа в Конституционный Суд РФ;
  • • указать неопределенное, по мнению заявителя, положение Конституции РФ; объяснить, в чем конкретно заключается неопределенность;
  • • изложить правовую позицию заявителя, отражающую его толкование данного положения Конституции РФ.

Отдельные критерии недопустимости запроса о толковании Конституции РФ сформулировал сам Конституционный Суд РФ[1]:

  • — в понимании положений Конституции РФ отсутствует неопределенность (определения от 26 сентября 1995 г. № 74-0, от 5 ноября 1998 г. № 134-0);
  • — по предмету запроса о толковании Конституционным Судом РФ было принято постановление, сохраняющее силу (определение от 4 декабря 1995 г. № 133-0);
  • — результатом толкования конституционной нормы не может быть признание ее недействующей, так как это противоречило бы самой юридической природе толкования (определение от 28 декабря 1995 г. № 137-0);
  • — Конституционный Суд РФ в процедуре толкования не вправе рассматривать вопросы, которые не получили отражения в Конституции (определение от 12 марта 1998 г. № 25-0);
  • — запрос содержит просьбу об одновременном толковании нескольких положений Конституции, не имеющих единого предмета (определение от 4 февраля 1997 г. № 4-0);
  • — Конституционный Суд РФ не может подменять законодателя и вместо него создавать новые правовые нормы (определение от 26 декабря 1996 г. № 106-0);
  • — если заявитель полагает, что решение вопроса требует принятия закона, то нет необходимости в толковании, ему следует использовать право законодательной инициативы (определение от 4 декабря 1995 г. № 133-0);
  • — недопустимо под прикрытием толкования (в скрытой форме) осуществлять предварительный контроль законопроекта, обсуждаемого в палате Федерального Собрания (определение от 16 декабря 2004 г. № 395-0);
  • — если законом урегулированы соответствующие отношения, то дать толкование конституционной норме, распространяющейся на эти отношения, означало бы осуществить проверку конституционности такого закона в ненадлежащей процедуре (определение от 6 марта 2008 г. № 269-0-0).

В научной литературе названы условия допустимости запроса о толковании Конституции РФ, связанные с неопределенностью ее положений:

  • — если неопределенность возникла в связи с конкретной конституционно-правовой ситуацией, связана с деятельностью субъектов, имеющих право на обращение в Конституционный Суд РФ, по осуществлению ими возложенных на них государственно-властных полномочий;
  • — если возникшую неопределенность нельзя снять посредством иного производства1.

Мнения ученых

Б. С. Эбзеев называет «универсальный» критерий допустимости любых видов обращений в Конституционный Суд РФ, в том числе запросов о толковании Конституции, который был сформулирован в определении Суда от 20 ноября 1995 г.

№ 77-0: такие обращения должны соответствовать предназначению и принципам Конституционного Суда РФ, а сам Суд в результате их рассмотрения не должен превращаться в непосредственного участника текущих политических процессов[2] [3].

Толкование Конституции РФ может осуществляться и в ходе разъяснения Конституционным Судом РФ решения по делу о толковании Конституции РФ. В соответствии со ст. 83 ФКЗ о Конституционном Суде решение Суда может быть официально разъяснено самим Судом по ходатайству лиц, имеющих право на обращение в Конституционный Суд РФ, других органов и лиц, которым оно направлено.

Судебная практика

Объясняя различия в юридических последствиях признания закона субъекта РФ недействительным и признания его недействующим, обусловленные различиями между его несоответствием Конституции РФ и несоответствием федеральному закону, Конституционный Суд РФ был вынужден одновременно в одном решении о разъяснении конкретизировать постановление по делу о толковании толкования ст. 125— 127 Конституции РФ и постановление о проверке конституционности положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (определение от 8 февраля 2001 г. № 15-0).

Необходимость обращения заявителей в Суд за разъяснением принятого решения о толковании Конституции РФ обусловлена неясным пониманием предмета дела, системы аргументации, конечных выводов Суда, поскольку в нем демонстрируется высокий уровень доктринального понимания конституционной материи.

Мнения ученых

Необходимость такого разъяснения свидетельствует о том, что цель толкования не была достигнута. Конституционный Суд РФ в своих решениях должен избегать толкования, которое само нуждается в толковании[4].

В соответствии с ч. 2 ст. 39 ФКЗ о Конституционном Суде запрос о толковании Конституции РФ не оплачивается государственной пошлиной.

Page 3

Процессуальной особенностью производства по делу о толковании Конституции РФ является принятие итогового решения квалифицированным большинством — не менее 2/3 от общего числа судей (ч. 4 ст. 72 ФКЗ о Конституционном Суде). Это подчеркивает особое значение решений по данной категории дел.

Решения Конституционного Суда РФ о толковании Конституции РФ являются общеобязательными и окончательными.

Все органы государственной власти, органы местного самоуправления должны принимать нормативные и правоприменительные акты в соответствии с Конституцией РФ в том ее толковании, которое было дано Конституционным Судом РФ.

Положения нормативных правовых актов, основанные на иной интерпретации норм Основного закона, подлежат пересмотру издавшими их органами и должностными лицами. Основанные на неправильном толковании конституционных норм правовые акты могут быть обжалованы в судах общей юрисдикции и арбитражных судах.

Толкование Конституции РФ, данное Конституционным Судом РФ, является обязательным для предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений (ст. 106), что подчеркивает его нормативный характер.

Исполнение решений Конституционного Суда РФ о толковании Конституции РФ имеет важное значение для обеспечения единообразного понимания ее положений и служит упрочению конституционной законности в России.

Источник: https://studref.com/393783/pravo/pravo_obraschenie_konstitutsionnyy_rossiyskoy_federatsii_zaprosom_tolkovanii_konstitutsii_rossiyskoy_fede

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.