+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Кому разрешается проводить предвыборную агитацию

Юридический ликбез на случай выборов: агитация

Кому разрешается проводить предвыборную агитацию

Электоральный юрист Эдуард Черторинский. ИА PrimaMedia

Прошлый год оказался богат на обширные изменения законодательства в сфере агитации, которые ощутимо повлияли на работу избирательных штабов. Поэтому постарался подготовить данный материал на стыке избирательных технологий и электоральной юриспруденции. Эта информация может быть полезной и для опытных, и для начинающих политиков и юристов.

Впереди вас ждет более предметное обсуждение тех или иных сторон избирательного процесса. Но с чего-то нужно начать. Предлагаю — с агитации. Итак, о чем пойдет речь.

Я расскажу о том, на что будущим кандидатам стоит обратить внимание в практике выборов 2021 года в Приморье, какие совсем свежие изменения законодательства могут повлиять на предстоящую кампанию, а также как провести “сшивку” одномандатников и партии без потерь.

Изменение срока агитационного периода и риски для самовыдвиженцев

Данные изменения касаются, в первую очередь, законодательства регионального, и носят опосредованный характер.

То есть у нас агитационный период так же, как и ранее, привязан к моменту выдвижения – для кандидата, выдвинутого непосредственно, он начинается со дня представления в избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться; для кандидата, выдвинутого в составе списка кандидатов – со дня представления в избирательную комиссию списка кандидатов; для избирательного объединения – со дня принятия им решения о выдвижении кандидата, кандидатов, списка кандидатов. Но при этом изменились сроки выдвижения – оно осуществляется за 75 дней до дня ания (до избирательной кампании лета 2021 года выдвижение кандидатов, списков кандидатов осуществлялось не ранее чем через пять дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов).

Если сравнивать временной отрезок в 75 дней с максимально ранней датой назначения выборов (100 дней для выборов в органы государственной власти Приморского края и 90 дней – органы местного самоуправления), то получается достаточно большой временной люфт, в который агитировать нельзя.

Нужно также отметить, что 75 дней – дата условная, и избирательные объединения назначают конференции по выдвижению кандидатов на более поздний срок, после которого решение конференции нужно еще документально оформить, и по факту агитационный период сдвигается еще на более поздний срок.

С этим утверждением, конечно, можно поспорить, указав на то, что кандидаты и партии и ранее не слишком торопились с выдвижением, зачастую оттягивая его на последний день.

Но не стоит забывать о том, что пропорциональная избирательная система (в чистом виде или в составе смешанной) в Приморском крае возможна только в городах-стотысячниках (Владивосток, Находка, Уссурийск), и во всех остальных случаях на выборах фигурируют не списки, а одномандатные округа.

Последние тенденции показывают, что многие кандидаты предпочитают использовать самовыдвижение, не связывая свое имя с какой-либо политической силой.

Учитывая, что количество избирателей на округе среднестатически меньше 10 тысяч, кандидату не требуется собирать подписи, и ранее он мог по истечении пяти дней со дня публикации решения о назначении выборов сдать в местный избирком небольшое количество документов и начинать агитировать. Сейчас такой возможности нет, что особенно актуально в преддверии большого количества именно муниципальных выборов.

Агитационные пробелы и социальная реклама

Как говорится, свято место пусто не бывает, и агитационные пробелы надо чем-то заполнить. Естественно, технологам не выгодно, когда такой большой период выпадает из работы, а кандидат должен постоянно находиться “на виду”.

И здесь на выручку приходит социальная реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.

Предысторию вопроса составляют протоколы совещаний ФАС России и ЦИК России по вопросам размещения политической рекламы на рекламных конструкциях. Протокол от 20 июня 2007 года разрешил размещение предвыборной агитации на рекламных щитах в период выборов.

Протокол от 6 августа 2007 года установил, что в период до начала и в ходе избирательной кампании информация, включающая сведения о политических партиях и иных избирательных объединениях, отдельных политических деятелях, не содержащая признаков предвыборной агитации, допускается к размещению на рекламных конструкциях на условиях социальной рекламы.

Тренд был быстро воспринят в избирательных штабах, и уже в апреле-мае 2021 года мы могли увидеть на улицах города Владивостока плакаты “ЛДПР – за Приморье!”, “КПРФ защищаем интересы человека труда”, “Партий много – Родина одна!” (“Единороссы спровоцировали оппозицию в Приморье на ранний старт избирательной кампании”). Почтовые же ящики планомерно наполнялись печатной продукцией информативного характера, где была приведена биография будущих кандидатов, их заслуги, общественные проекты, “добрые дела”, но не было призывов ать за них.

Здесь тоже можно возразить, сказав, что за пределами агитационного периода все, что распространяет избирательный штаб – это не агитация, в связи с чем избирательные комиссии никаких санкций применить не могут.

То есть, нет выборов – нет агитации. Исходя из сложившейся и применяемой практики получается, что пока выборы не назначены, всё, что раскидывают нам по почтовым ящикам – это не агитация.

Именно такой ответ дают избирательные комиссии всех уровней на поступающие жалобы.

Но не будем забывать про работу надзорных ведомств и правоохранительных органов, а также про действие статьи 5.

10 КоАП РФ “Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах”.

Полиция штрафует по этой статье всех, кто таскает листовки по нашим ящикам. Если, конечно, поймает.

Законодательные ограничения предвыборной агитации

Также необходимо сказать про изменения, которые коснулись федерального законодательства. Во-первых, запрещено использование в агитационных материалах высказываний физического лица, не имеющего права проводить предвыборную агитацию. Ранее в практике часто можно было встретить случаи такого использования в виду отсутствия прямого запрета.

Во-вторых, использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается только в следующих случаях:

1) использование избирательным объединением изображений выдвинутых им на соответствующих выборах кандидатов (в том числе в составе списка кандидатов), включая кандидатов среди неопределенного круга лиц;

2) использование кандидатом своих изображений, в том числе среди неопределенного круга лиц.

Источник: https://primamedia.ru/news/584582/

Агитационный период

Кому разрешается проводить предвыборную агитацию

Период проведения предвыборной агитации по общему правилу начинается со дня выдвижения кандидата и прекращается за сутки до дня ания. Таким образом, данная стадия начинается одновременно со стадией выдвижения кандидатов и заканчивается за 24 часа до начала последней стадии (ания и определения его итогов, результатов выборов и их опубликования).

Однако такие отклонения не являются существенными и не могут поставить под сомнение обоснованность и целесообразность выделения предвыборной агитации в качестве самостоятельной стадии избирательного процесса, поскольку она имеет свою специфическую цель, особый круг субъектов, предусматривает своеобразные избирательные действия и процедуры.

Предвыборная агитация как правовой институт

Нормы, регулирующие правила проведения предвыборной агитации, имеют общий предмет (агитационная деятельность субъектов избирательного процесса) и тесно связаны между собой, на основании чего ученые традиционно выделяют институт предвыборной агитации. При этом необходимо отметить, что институт предвыборной агитации, наряду с информированием, является составляющей частью института информационного обеспечения избирательного процесса.

Общие условия проведения предвыборной агитации

Общими условиями проведения предвыборной агитации в любой форме являются установленные законодательством требования к субъектам предвыборной агитации и к срокам ее проведения.

Субъектов предвыборной агитации можно разделить на две группы – субъекты, наделенные общим агитационным правовым статусом, и субъекты, наделенные специальным агитационным правовым статусом.

Общим агитационным правовым статусом наделены те участники избирательного процесса, которые реализуют активное избирательное право, – граждане и общественные объединения.

Пункт 1 ст. 48 Закона о гарантиях избирательных прав устанавливает, что граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в допускаемых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию.

В соответствии с подп, “е” п.

7 данной статьи этим правом наделены также и иностранные граждане, обладающие в соответствии с международными договорами и избирательным законодательством РФ правом избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

Однако необходимо подчеркнуть, что самостоятельно граждане и общественные объединения в соответствии с избирательным законодательством имеют возможность проводить предвыборную агитацию только теми методами, которые не требуют финансовых затрат (собрания, диспуты, дискуссии, демонстрации, шествия, пикетирования, беседы, выступления, призывы, доклады, лекции и т.д.), поскольку в соответствии с Законом о гарантиях избирательных прав любая предвыборная агитация должна быть оплачена из избирательного фонда, а правом создавать избирательные фонды в настоящее время обладают только кандидаты и избирательные объединения.

Некоторые вопросы общего агитационного правового статуса были рассмотрены в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 ноября 2005 г.

№ 10-П “По делу о проверке конституционности положений пункта 5 статьи 48 и статьи 58 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”, пункта 7 статьи 63 и статьи 66 Федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” в связи с жалобой Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации”. В частности, Конституционный Суд РФ указал, что по смыслу ст. 29 (ч. 4) и 32 (ч. 2) Конституции РФ граждане Российской Федерации, будучи носителями активного избирательного права и одновременно выступая субъектами права свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, не могут рассматриваться лишь как объект информационного обеспечения выборов, – в процессе выборов они вправе осуществлять деятельность, направленную на активное отстаивание своей предвыборной позиции.

Специальным агитационным правовым статусом обладают те субъекты избирательного процесса, которые в ходе избирательной кампании реализуют пассивное избирательное право – кандидаты и избирательные объединения.

В соответствии с п. 4 ст.

48 Закона о гарантиях избирательных прав кандидаты и избирательные объединения самостоятельно определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц. Однако, как было указано выше, все расходы на предвыборную агитацию должны осуществляться исключительно за счет средств избирательных фондов.

Кроме того, зарегистрированные кандидаты и избирательные объединения, зарегистрировавшие списки кандидатов, обладают правом на получение бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади, на получение на безвозмездной основе помещений для проведения агитационных мероприятий. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать зарегистрированным кандидатам и избирательным объединениям содействие.

Рассматривая вопрос о субъектах предвыборной агитации, необходимо подчеркнуть, что Закон о гарантиях избирательных прав устанавливает закрытый перечень лиц, которые не имеют права проводить предвыборную агитацию, а также не имеют права выпускать и распространять любые агитационные материалы.

К ним относятся федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, иные государственные органы, органы местного самоуправления, лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие, воинские части, военные учреждения и организации, благотворительные и религиозные организации, учрежденные ими организации и др. (п. 7 ст. 48).

Агитационный период – период избирательной кампании, в течение которого разрешается проводить предвыборную агитацию. По общему правилу он начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня ания.

Помимо общего агитационного периода Закон о гарантиях избирательных прав предусматривает также и специальный период. В соответствии с п. 2 ст. 49 предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 28 дней до дня ания.

Этот срок распространяется на проведение агитации с использованием как государственных, так и негосударственных СМИ. Телевидение и радио – наиболее мощные средства распространения любой, в том числе и агитационной, информации.

Ограничение временного периода, в течение которого разрешается использовать данный метод предвыборной агитации, необходимо, прежде всего, для того, чтобы исключить чрезмерное воздействие на сознание избирателей и тем самым создать условия для свободного осуществления ими своего выбора.

В то же время период между регистрацией всех кандидатов и датой, когда можно начинать вести предвыборную борьбу на каналах организаций теле- и радиовещания и в периодических печатных изданиях, необходим для проведения ряда мероприятий, например жеребьевки, по распределению платных и бесплатных эфирного времени и печатных площадей.

Окончанием срока проведения агитации на каналах организаций теле- и радиовещания и в периодических печатных изданиях является общий срок окончания агитационного периода: ноль часов по местному времени за сутки до дня ания.

В целом целесообразность запрещения предвыборной агитации в день ания и в предшествующий ему день не подлежит сомнению. Избирателю предоставляются сутки для того, чтобы он мог определиться со своими предпочтениями без какого-либо воздействия со стороны заинтересованных лиц и совершить свободный, осознанный выбор.

Статья 49 Закона о гарантиях избирательных прав предусматривает еще одно исключение из общего правила: согласно п.

4 данной статьи агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие материалы), ранее размещенные в установленном порядке на зданиях и сооружениях, за исключением зданий, в которых размещены комиссии, помещения для ания, и на расстоянии не менее 50 метров от входа в эти здания, сохраняются в день ания на прежних местах.

Источник: https://studme.org/71559/pravo/agitatsionnyy_period

Запрещённый приём: как партии используют детей в предвыборной агитации

Кому разрешается проводить предвыборную агитацию

Дети всегда являлись излюбленным объектом политической рекламы.

— Избиратель любит детей — это беспроигрышный вариант для агитации, — рассказывает директор Фонда изучения электоральных процессов и электоральной политики Андрей Миронов, — он символизирует уверенность в завтрашнем дне. К тому же, он даёт множество манёвров для создания слоганов. Например, “Спасём детей от войны”. Политтехнологи всего мира играют на этой теме.

Тем не менее, согласно новым требованиям к материалам предвыборной кампании этого года, кандидатам полностью запрещено привлекать к предвыборной агитации или агитации по вопросам референдума лиц, не достигших на день ания возраста 18 лет. Это касается использования как изображений, так и высказываний детей. Раньше такой запрет уже существовал, но не распространялся на собственных детей кандидата.

Для кого закон не писан

Использование собственных детей, по мнению политтехнолога Андрея Миронова, укрепляет имидж кандидата как человека семейного:

— Это играет ему на руку. Если избиратель видит посыл — который невозможен в наружной рекламе без использования образа ребёнка, — что деятельность кандидата направлена на благо детей, то есть будущего страны, то авторитет такого кандидата повышается в разы.

Так, кандидат-одномандатник Мария Баронова от “Открытой России” размещает в своём “твиттере” видео, на котором её сын помогает ей в предвыборной деятельности. 

Учредитель и член Российской ассоциации политических консультантов Олег Захаров отмечает, что сейчас для агитации нельзя использовать даже собственного ребёнка:

— Пример подобного использования образа ребёнка является нарушением, однако, даже если вслед за этим последует жалоба, Мария Баронова вряд ли получит какое-то серьёзное наказание, которое может повлечь её снятие с выборов. Скорее всего это будет административный штраф. 

Дмитрий Гудков также активно пиарит ролик с участием несовершеннолетнего. На одной из встреч с избирателями 12-летний мальчик спросил кандидата в депутаты Госдумы, боится ли он, что его убьют. Команда “яблочника” тут же сделала из этого ролик. 

Политический юрист Олег Захаров считает, что подобные действия кандидата напрямую нарушают норму избирательного закона, а также права ребёнка.

— Такой прецедент на встрече вполне может произойти, однако кандидат не должен использовать даже естественную ситуацию в своих агитационных целях, — рассказывает он, — тот факт, что Дмитрий Гудков специально проецирует и распространяет такой материал в агитационных целях, означает, что он использует несовершеннолетнего в своей предвыборной кампании. 

Дети — способ избежать уголовного наказания?

В соответствии с действующим законодательством к предвыборной агитации запрещается привлекать лиц, не достигших на день ания возраста 18 лет. Однако это не мешает партиям предлагать детям работу. 

По мнению Олега Захарова, парламентские партии, которые строят свои агитационные сети профессионально, редко бывают замечены в привлечении к агитации несовершеннолетних. Этим, как он полагает, грешат новички и маленькие партии. 

Однако Лайфу стало известно именно о случаях привлечения несовершеннолетних к агитации за парламентские партии. 

Так, в начале августа “Справедливая Россия” попалась на использовании в своей агитации несовершеннолетних. С такой жалобой в областной избирком обратился житель Кирова. 

Также ранее сообщалось, что коммунист Сергей Обухов использовал для своей агитации в Краснодарском крае несовершеннолетних. На фото молодой человек, явно не достигший избирательного возраста, раздаёт его газету.

Предвыборный юрист Олег Захаров полагает, что причиной “детской” агитации является то, что многие даже социально активные молодые люди не осведомлены в части того, с какого возраста они имеют право работать на выборах, заниматься агитацией. 

Однако, по мнению эксперта, эта тенденция идёт на спад.

— Раньше было много скандалов, когда выявлялись целые сети несовершеннолетних агитаторов, — считает Олег Захаров. — Сейчас таких случаев гораздо меньше. 

Политтехнолог Андрей Миронов полагает, что именно снисходительное отношение закона к несовершеннолетним агитаторам повышает востребованность детей в качестве работников предвыборных кампаний.

— Большинство партий и бригадиров, чтобы не быть привлечёнными к ответственности, используют молодых людей, которым при задержании их полицией грозит в худшем случае, если он достиг 14 лет, лишь административный штраф, — рассказывает эксперт. 

На привлечении к предвыборной агитации несовершеннолетних, как правило, попадаются физические лица, а не партии.

— Прямые договоры между партиями и агитаторами — большая редкость, — рассказывает Лайфу Олег Захаров. — Обычно, когда в штабе происходит набор людей, заключается договор на какое-то конкретное физическое лицо. Чаще это тот человек, который занимается раздачей технического задания и агитационных материалов. 

Таким образом, если подросток укажет на этого человека, то на это лицо будет составлен протокол по статье 5.11 Кодекса об административных правонарушениях.

Это влечёт за собой наложение штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей, на должностных лиц — от двух до трёх тысяч рублей, а на юридических лиц — от двадцати до тридцати тысяч рублей.

Так, если несовершеннолетних агитаторов будет несколько, сумма штрафа может оказаться весьма приличной.

Самому подростку, если он не нарушал правил агитации, ничего не грозит. Закон исходит из того, что несовершеннолетний не виноват, так как это его привлекают к агитационной деятельности.

Если же молодой агитатор не сознается и не укажет на лицо, склонившее его к подобной деятельности, а также если он не предоставит разрешение от партии на распространение агитации, то возможно применение к нему санкций. На него будет составлен протокол всё по той же статье 5.11, так как получается, что он похитил или добыл незаконным способом агитационные материалы партии. 

Если же малолетний агитатор будет и вовсе пойман при распространении агитационных материалов с элементами чёрного пиара, то попадёт под ответственность как распространитель незаконной продукции.

— В России такая ответственность наступает с 14 лет. Все, кто старше, понесут административное наказание, — подчёркивает Олег Захаров. — Однако и в этом случае ничего трагичного нет: через год наказание будет аннулировано. 

Маленькие хитрости

По мнению политолога Андрея Миронова, любой технолог может с лёгкостью обойти этот закон, чтобы получить желаемый эффект, нарисовав шарж.

Так, в ряде регионов КПРФ используют плакат с образом школьницы, которая ко всему прочему ещё и развёрнута к избирателю спиной.

В Орловской области на них даже подали жалобу, однако избирком её не удовлетворил.

И это неудивительно, ведь в действиях партии, согласно новым требованиям, нет никаких нарушений: Центральная избирательная комиссия России разрешила использовать в агитации изображения физических лиц. Об этом заявила секретарь ЦИК Майя Гришина.

— Рисунки, компьютерные персонажи, иные художественные объекты, вымышленные персонажи (в том числе те, создание которых было основано на реально существующих или существовавших в прошлом личностях) не относятся к изображению физических лиц по смыслу законодательства Российской Федерации о выборах, — отметила высокопоставленный представитель ЦИК.

А Дмитрий Гудков даже поместил своего ребёнка на агитационный календарь. 

При этом, как замечает эксперт Олег Захаров, и он не нарушил закона:

— Этот закон защищает право ребёнка на личную жизнь. Если же ребёнок не установлен, а на календаре он изображён спиной — то права защищены. Такой приём активно сейчас используется. Это не является основанием для применения каких-либо санкций. 

Правда, и здесь есть лазейка. Если выяснится, что это изображение представляет какого-то конкретного ребёнка и его родители напишут жалобу, — материал партии будет признан незаконным. Это, в свою очередь, уже грозит снятием с выборов.

— Наиболее удачными в плане обхода закона являются обезличенные изображения, как у Партии роста, — добавляет политический юрист. — Это самый безопасный вариант. За него партия гарантированно не понесёт ответственности.

https://www.youtube.com/watch?v=ndFmhffmW9E

Дальше всего по этому пути продвинулись депутаты от “Единой России” Николай Демкин и Михаил Черепанов, пригласившие для своей агитации среди детей Свинку Пеппу и Фиксика.  

Ведущие в этих образах агитировали за двух членов партии в одном из детских садов Перми. Свинка Пеппа и Фиксик рассказывали детям, что кандидаты — волшебники, которые прислали им подарки, и ребята должны их поблагодарить.

Аналогичный случай произошёл, когда Николай Демкин привлёк к своей агитации куклу Клубничку. 

Однако подобную агитацию кандидаты проводили в ходе праймериз, из чего следует, что они не нарушили избирательный закон.

— Праймериз “Единой России” — внутрипартийное дело, не касающееся избирательного процесса. К тому же, такого рода действия проводились вне избирательного срока, — рассказал политтехнолог Андрей Миронов.

Источник: https://life.ru/p/899794

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.