+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Какая деятельность понимается под сбором отходов

Содержание

Сбор отходов – это… Раздельный сбор мусора. Правила сбора и транспортировки отходов

Какая деятельность понимается под сбором отходов

Сбор отходов – это их прием либо поступление. Эти действия совершают юридические и физические лица. Их цель – последующие операции с отходами: применение, обезвреживание, перевозка, расположение. Такая деятельность закрепляется первой статьей ФЗ №89. Обозначенные и прочие операции также имеют свои определения.

Использование

Так, применением отходов считается их участие в производстве продукции, каких-либо работах, реализации услуг или генерации энергии. Об этом гласит первая статья №89-ФЗ

Обезвреживанием отходов называется их обработка. В этом процессе они сжигаются, обеззараживаются на специальном оборудовании. Цель данных процедур не допустить вредное влияние отходов на окружающую среду и человеческое здоровье. Понятие закреплено той же статьей.

Расположение отходов

Под этим определением, согласно уже обозначенному пункту ФЗ №89, понимается их хранение, накопление и захоронение.

Первый термин трактуется как содержание отходов в зонах их расположения с целью запланированных операций (применения, захоронения или обработки).

Второе определение означает складирование отходов максимум на полгода. Оно происходит на специальных обустроенных площадках в соответствии с нормами закона.

Цели этих мер – аналогичные. Различие только в сроках хранения.

Вопросы захоронения

Таким процессом называется расположение отходов в земле. Они закапываются на специальных площадках, находящихся за пределами:

  1. Жилых секторов и лечебных заведений.
  2. Водоохранных территорий.
  3. Площадок массового отдыха граждан.

Запрещается закапывать мусор с радиоактивным и ядовитым действием. Это серьезный урон экологии.

Перевозка отходов

Это операция по их перемещению между зонами или объектами их появления, накопления, нахождения, утилизации, закапывания или ликвидации. Перед этим мусор должен быть сконцентрирован в одном месте.

Сбор отходов – это процесс, осуществляемый жильцами многоквартирных домов либо частного комплекса. Также это обязанность промышленных объектов.

Сбор и транспортировку отходов реализуют коммунальные компании или организации, перерабатывающие вторсырье. Они задействуют погрузочные технологии и специальные машины – мусоровозы.

Выгода от отходов получается тогда, когда реализуется раздельный сбор мусора. В Европе такая практика введена уже давно. Там специальные контейнеры разных цветов расположены прямо на улицах и в зонах накопления бытовых отходов.

Благодаря такому разделению развивается КПД переработки мусора до 80%. Также эти меры требуются, чтоб не смешивались разные виды отходов.

Например, бумажный мусор в примеси с пищевым становится грязным и пропитывается влагой. Его эффективная переработка уже невозможна.

Лишь в некоторых российских регионах установлены обособленные вместилища для разного мусора. В одном можно размещать только бумажные изделия. Во втором – стеклянные. В третьем – пластиковые. В четвертом – металлические.

В некоторых зонах собираются и утилизируются батарейки, лампочки, просроченные лекарства.

А Татарстан в 2021 году решил последовать примеру японцев. И здесь вводится обязательное разделение мусора.

Медицинский мусор

В России действует СанПин сбора отходов. И эти процессы должны соответствовать данному нормативу.

Например, норматив 2.1.7.2790-10 регламентирует обращение с медицинскими отходами. Здесь подразумевается разделение на категории по степени опасности. Их перечень представлен далее:

  1. «А». Эти отходы не контактировали с заразными предметами и материалами. Они не несут большой угрозы. Ими могут быть документы, мебель из врачебных кабинетов и т.д. Они помещаются в прозрачную либо белую упаковку. Их можно вывозить на полигоны для обычного мусора.
  2. «Б». Эти предметы и элементы могут быть заражены вирусами. Ими являются емкости для анализов, органические материалы, шприцы и т.п. Они проходят обязательную дезинфекцию. Затем причисляются к категории «А» или ликвидируются. Для их складирования и перемещения предназначена желтая тара.
  3. «В». Это инструменты и вещи обихода, которыми пользовались носители очень опасных болезней. Также ими являются отходы от деятельности с особо опасными бактериями. Они помещаются в тару красного цвета. Их больший процент сжигают.
  4. «Г». К ним относятся: ядовитые элементы, вещества химиотерапии, непригодные ртутные устройства, отходы фармацевтики. Работать с ними можно только в защитной спецодежде. Они обезвреживаются и герметично упаковываются. Их хоронят на специальных полигонах.
  5. «Д». Это радиоактивные компоненты, вещи и техника, пораженные радиацией выше нормы. Для их хранения и перевозки используются контейнеры с обозначением радиационной угрозы. Их можно вывозить, обрабатывать и хоронить только при наличии особой лицензии.

Отходы всех указанных категорий находятся на строгом учете и сопровождаются документами, отображающими их класс угрозы, массу и объем. Здесь сбор отходов – это ответственная и подотчетная операция. Малейший промах может вызвать распространение вируса. Это касается стадий хранения, перевозки и захоронения.

Производственные и потребительские отходы

Обращение с ними регулирует СанПиН 1322. Он устанавливает критерии местонахождения, графика работы зон захоронения обозначенных отходов. Они касаются многих промышленных отраслей, кроме военной и фармацевтической.

Здесь главные постулаты определяют концентрацию опасных элементов в окружающей среде, на производствах и местах содержания отходов. Их сборы заранее предварительно разрабатывают предприятия. А документация согласовывается с контролирующих органах.

Здесь сбор отходов – это деятельность, в которой, как правило, известен потенциальный уровень их угрозы. Она связана с бизнес-планом организации и отраслью ее работы. Возможную опасность и параметры отходов предприятие должно указывать в своем техническом уставе и паспорте. Причем данные должны быть не фиктивными.

Для определения категории опасности отходов устраивается экспертиза. Здесь есть один нюанс. СанПиН 1322 обозначает два критерия угрозы. Первый – для природы. Второй – для человека.

Площадки с мусорными контейнерами

Здесь регламентирование исходит от СанПиН 42-128-4690-88. Это норматив, принятый в 1988 году, но действующий и сегодня. Он предъявляет такие требования к подобным площадкам:

  1. Их наличие.
  2. Дистанция. 20 – 100 м от жилого дома.
  3. Максимум 5 контейнеров и 1 бункер.
  4. Свободный доступ.
  5. Расположение на бетонной или асфальтовой основе.
  6. Наличие ограды, имеющей высоту минимум 1 метр.
  7. Интенсивность вывоза в холода – раз в трое суток. В теплый период – раз в сутки.
  8. Проведение дезинфекционной обработки и дератизации на регулярной основе.

В этих контейнерах должен происходить только сбор твердых бытовых отходов.

В летний период допускается установка пластиковых и металлических вместилищ. Но они должны регулярно промываться. Если их технология несменяемая, частота очищения – раз в 10 дней. При сменяемом механизме – после опорожнения.

Этот норматив постепенно утрачивает актуальность. И вводятся некоторые изменения:

  1. Дистанция от дома: 10 – 100 м.
  2. Разрешается вывоз мусора ночью.
  3. Допустимое число контейнеров – 10.
  4. Срок вывоза летом – 3 суток, зимой – 5.

В обновленных нормах акцент ставится на раздельном сборе мусора. Также уделяется внимание концентрированию бытовых отходов без лицензионного документа.

Технологии сбора

Твердые бытовые отходы должны собираться и удаляться. Для этого предусмотрены специальные технологии. Их всего две:

  1. Контейнерная.
  2. Несменяемые сборники.

Первая система сбора отходов подразумевает их вывоз в комплекте с контейнерами. А эти емкости затем заменяют чистыми аналогами. При второй системе отходы помещаются в мусоровозы, опустошенные хранилища ставятся на место. Развитый жилищный фонд подразумевает одновременное использование обеих систем. Это гарантирует полную механизацию операций по погрузке и разгрузке мусора.

Выбор конкретной системы зависит от таких факторов:

  1. Удаление зон для работы мусоровозов.
  2. Санитарно-эпидемиологическая обстановка.
  3. Частота санитарного очищения сборников и возможность данной операции около жилых домов.
  4. Вид и число мусоровозов.
  5. Количество жильцов.
  6. Этажность дома.
  7. Рельеф данной местности.
  8. Наличие периодических построек (павильонов, ярмарок и т.д.)

Источник: https://FB.ru/article/455842/sbor-othodov---eto-razdelnyiy-sbor-musora-pravila-sbora-i-transportirovki-othodov

Отличие ТБО от ТКО. Справочная информация для лицензиатов в сфере обращение с опасными отходами

Какая деятельность понимается под сбором отходов

Организациям, осуществляющим деятельность по обращению с отходами 1-4 классов, необходима соответствующая лицензия. К 4 и 5 классу опасности относятся Твердые бытовые и Твердые коммунальные отходы. Об их отличии читайте подробнее в нашей статье.

Росприроднадзор на своем сайте напоминает, что виды отходов, относящиеся к Твердым коммунальным отходам, определены Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора № 242 от 22.05.2021 года.

Согласно указанному каталогу, к ТКО относятся все виды «Отходов коммунальных твердых» (код 7 31 000 00 00 0), а также «Отходов коммунальных, подобных коммунальным на производстве, отходов при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0), если в наименовании указано, что отходы относятся к ТКО.

Определение Твердых бытовых отходов (ТБО)

Законодатель дал несколько определений понятию твердые бытовые отходы. Так, согласно пункту 3.3 ГОСТа Р 53691-2009. «Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I – IV класса опасности.

Основные требования», под твердыми бытовыми отходами понимаются отходы потребления, которые образуются у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода.

В тоже время, пункт 2 «Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов», характеризует твердые и жидкие бытовые отходы, как отходы, которые образуются в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и так далее).

И наконец, «Концепция обращения с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации. МДС 13-8.

2000» относит к твердым бытовым отходам отходы, которые образуются в жилых и общественных зданиях, торговых, зрелищных, спортивных и других предприятиях (включая отходы от текущего ремонта квартир), отходы от отопительных устройств местного отопления, смет, опавшие листья, собираемые с дворовых территорий, и крупногабаритные отходы.

Таким образом, Твердые бытовые отходы образуются в:

  • жилых зданиях;
  • административных зданиях;
  • учреждениях и предприятиях общественного назначения (предприятиях общественного питания, учебных заведениях, гостиницах, детских садах и так далее).

Определение Твердых коммунальных отходов (ТКО)

В статье 1 Федерального закона № 89 от 24.06.

1998 года “Об отходах производства и потребления” дается следующее определение ТКО: «Твердые коммунальные отходы – это отходы, которые образуются в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд». Также к ТКО относят отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В соответствии с Письмом Минстроя № 22270-МП/06 от 18.05.

2021 года, к твердым коммунальным отходам относятся отходы, которые образуются при уборке территории городских и сельских поселений, – например, «мусор и смет уличный, мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства, отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев, отходы от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог и другие».

Разница между твердыми бытовыми и твердыми коммунальными отходами

В соответствии с Комплексной стратегией обращения с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами, под твердыми коммунальными (бытовыми) отходами понимаются отходы, входящие в состав отходов потребления, которые образуются в многоквартирных и жилых домах в результате потребления товаров, а также товары, использованные в таких домах для удовлетворения личных потребностей и утратившие свои потребительские свойства. То есть, в указанном документе между твердыми бытовыми и твердыми коммунальными отходами поставлен знак равенства. Таким образом, и ТБО, и ТКО представляют собой один вид отходов.

Порядок обращения с ТБО и БКО

Правила обращения с ТКО установлены в Постановлении Правительства № 1156 от 12.11.2021 года “Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641”. Указанные Правила содержат:

  • порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО;
  • порядок осуществления транспортирования ТКО;
  • правила обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО;
  • основания для лишения статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;
  • форму типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

В соответствии с пунктом 4 указанных Правил, обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами.

Порядок такого взаимодействия должен учитывать региональную программу по обращению с отходами и территориальную схему обращения с отходами.

При этом деятельность регионального оператора производится на основании договора, заключенного с потребителями, на оказание услуг по обращению с ТКО.

Отметим, что региональный оператор отвечает за сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.

Полигон ТБО и ТКО

Полигон представляет собой один из объектов размещения отходов. Это специально оборудованное сооружение, которое предназначено для размещения отходов. Полигон включает объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

В соответствии с пунктом 7 статьи 23 Федерального закона № 89 от 24.06.1998 года “Об отходах производства и потребления”, исключение негативного воздействия на окружающую среду достигается за счет природоохранных мероприятий, наличия технических решений и сооружений, которые и обеспечивают защиту окружающей среды.

Это подтверждается мониторингом состояния окружающей среды, соблюдением нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ.

При этом пункт 2 «Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов» говорит о том, что исключение негативного воздействия на окружающую среду подтверждается результатами мониторинга окружающей среды, который проводят собственники полигона.

Статья 12 Федерального закона № 89 запрещает захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также на территории водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Кроме того, законодатель запретил захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза их загрязнения. В этой же статье указано, что объекты размещения отходов должны быть внесены в Государственный реестр объектов размещения отходов.

Тарифы, установленные на услуги по обращению с ТКО и ТБО

В соответствии со статьей 24.9 Федерального закона № 8, органы исполнительной власти субъектов осуществляют государственное регулирование тарифов в области обращения с отходами.

Данные полномочия могут быть переданы органам местного самоуправления. При этом в отношении региональных операторов устанавливается единый тариф на услугу по обращению с ТКО.

Иные тарифы, подлежащие регулированию, устанавливаются в отношении операторов по обращению с ТКО.

Постановление Правительства № 484 от 30.05.2021 года утвердило «Основы ценообразования в области обращения с ТКО» и «Правила регулирования тарифов в сфере обращения с ТКО».

Согласно пунктам 4 и 5 «Основ ценообразования…», обращение с ТКО осуществляются по ценам, которые устанавливаются по соглашению сторон, но не превышают утвержденные тарифы.

При этом тарифы устанавливаются по отношению к каждой организации, которая выполняет регулируемые виды деятельности по обращению с ТКО.

Регулированию подлежат следующие виды тарифов:

  • единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами;
  • тариф на обработку твердых коммунальных отходов;
  • тариф на обезвреживание твердых коммунальных отходов;
  • тариф на захоронение твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 4 «Правил регулирования …», тарифы начинают действовать с начала календарного года на срок не менее 12 месяцев (за отдельными исключениями).

При это организация до 1 сентября года, который предшествует очередному периоду регулирования, должна представить в орган регулирования предложение об установлении тарифов.

В свою очередь, такой орган принимает соответствующее решение не позднее 20 декабря года, предшествующего началу периода регулирования, на который устанавливаются тарифы.

Отметим, что если организация, осуществляющая захоронение ТКО, использует объект обработки ТКО, принадлежащий ей на праве собственности или на ином законном основании, то тариф на обработку ТКО для такой компании не устанавливается. При этом расходы на обработку ТКО учитываются при установлении тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов.

Что нужно для получения лицензии по обращению с отходами I-IV классов опасности

Соискатель лицензии для транспортировки отходов I-IV классов опасности должен иметь оборудованное транспортное средство (ТС), снабженное специальными знаками.

Как подчеркивают в Росприроднадзоре, ТС должна принадлежать лицензиату на праве собственности или на ином законном основании.

Согласно Правилам обращения с ТКО, транспортное средство категории N, транспортирующее твердые коммунальные отходы, называется «мусоровоз». Также Правила обращения с ТКО устанавливают требования к ТС.

С информацией о порядке получения лицензии Росприроднадзора на обращение с опасными отходами Вы можете ознакомиться на нашем сайте. Кроме того, у нас Вы можете приобрести готовую фирму с лицензией на вывоз твердых бытовых отходов.

Источник: https://www.rinfin.ru/news/otlichie-tbo-ot-tko-spravochnaya-informatsiya-dlya-litsenziatov-v-sfere-obraschenie-s-opasnimi-othodami_19644900

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b9ba31ebd0e2f00a9af907a/5c8643764f313200b37130e1

Лицензирование деятельности по обращению с отходами

Какая деятельность понимается под сбором отходов

   Если вас интересует лицензирование размещения отходов, примите во внимание предоставленную нами информацию. О других видах лицензирования, например, о лицензировании перевозок пассажиров, вы можете узнать по ссылке.

   С 1 октября 2021-го требуется обязательное лицензирование деятельности по обращению с отходами, принадлежащим к I-IV категориям опасности. Это актуально для всех работ, кроме накопления и производства.

Без надлежащего разрешения от Росприроднадзора их выполнять мероприятия.

Наши адвокаты готовы помочь Вам в любом вопросе получения лицензии, они не раз проводили медицинское лицензирование, получения лицензии на образование и конечно занимались экологическим лицензированием.

Требования к соискателям лицензии деятельности по обращению с отходами

   Правки ограничили количество обслуживающих организаций для одного участка одним исполнителем. То есть если какая-либо компания работает с отходами и является лицензиатом на конкретном объекте, другое предприятие не может осуществлять аналогичные работы.

   В зависимости от выполняемых процедур (сбор, обработка, размещение) законодательство предусматривает разные требования к соискателю разрешения:

  • лицензирование сбора отходов для обрабатывающих, утилизационных, обезвреживающих работ ведется при наличии зданий, сооружений, помещений, которые получили разрешение;
  • лицензия на утилизацию отходов, выполнение обрабатывающих и обезвреживающих работ выдается при наличии в собственности специализированного оборудования;
  • разрешение на транспортировку можно получить только при наличии специализированных транспортных средств, имеющих все необходимые обозначения согласно действующим нормативам;
  • лицензирование переработки отходов и всех связанных с этим работ, предполагает у соискателя разрешение, подтверждающее наличие навыков и права взаимодействовать с опасными материалами;
  • для лицензирования размещения отходов соискатель должен подтвердить факт предстоящей рекуперации компонентов. Мероприятие осуществляется перед захоронением.

ВНИМАНИЕ: также к нам часто обращаются граждане с вопросами о том, как получить лицензию на алкоголь в Российской Федерации. Вопросы получения лицензии и обжалования отказа в выдачи лицензии лучше поручить профессионалам своего дела.

Какая деятельность понимается под сбором отходов и подлежит лицензированию?

   Под сбором отходов  понимается прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц для их обработки, утилизации, обезвреживания, транспортировки, размещения.

   Обезвреживание отходов означает  уменьшение их массы или изменение их первоначального  состава, изменение физических и химических свойств для уменьшения негативного влияния на здоровье людей, а также окружающей среды.

Перечень документов для получения разрешений лицензии

   Разрешения выдаются на работу с конкретными видами опасных материалов, перечисленными в ФККО. Поэтому важно тщательно составлять документацию.

   Чтобы пройти любое лицензирование отходов производства и потребления, нужно подготовить заявление с перечнем работ, указанием конкретных видов материалов. В нем отражается номер в ЕГРЮЛ, информация о постановке на учет в налоговой, копии следующих бумаг:

  • на сооружения, здания;
  • оборудование;
  • транспортные средства.

Нужны:

  • Свидетельств на работников, соискателя о праве работы с отходами.
  • Подтверждение наличия юридического органа у выдающего допуски персоналу соискателя.
  • СЭЗ на всю технику, оборудование, сооружения, где будут проходить работы.
  • Квитанция об оплате пошлины – 7,5 тыс. руб.

   В течение 45 дней, на протяжении которых проводятся документальная и выездная проверки, принимается решение о предоставлении разрешений. Также можете узнать о лицензировании частной охранной деятельности, если вам интересно, данная тема актуальна на сегодняшний день.

Ответственность за отсутствие лицензии в деятельности по обращению с отходами

   Привлечение к ответственности проходит в следующем порядке:

  1. Выявляется действие без лицензии;
  2. Составляется протокол об административном правонарушении;
  3. Направление вынесенного протокола на рассмотрение уполномоченных лиц, а так же в суд;
  4. Взыскание административного штрафа.

   Если правила по обращению с отходами не были соблюдены, то это может повлечь за собой, административную ответственность, а так же штрафы:

  • Для должностных лиц от 10000 рублей до 30000 рублей;
  • Для предпринимателей, которые осуществляют свою деятельность без юридического лица штраф в размере от 30000 рублей до50000 рублей, а так же остановка всех действий на три месяца;
  • Для юридических лиц штраф в размере от 100000 рублей до 200000 рублей и остановка всех действий, сроком на девяносто дней.

   Очень важно строго лицензировать всех предпринимателей, которые работают в сфере утилизации опасных отходов, ведь в стране с каждым днем становится все больше предприятий, которые занимаются данным видом услуг.

Граждане страны имеют право на достойную окружающую среду, поэтому так важно соблюдение экологического законодательства. Без соблюдения правил по работе с отходами мы получим загрязнение. Чего нельзя допускать.

   Утилизация опасных отходов представляет огромную опасность для всех, кто живет рядом с местом утилизации. В больших городах, свалки могут быть расположены прямо в городе  или не далеко от его пределов, что не дает гарантии на качественную утилизацию отходов. Факт о наличии лицензии позволяет спокойно заниматься утилизацией отходов в течение нескольких лет.

ВНИМАНИЕ

Источник: https://katsaylidi.ru/article/litsenzirovanie-deyatelnosti-po-obrascheniyu-s-othodami

Как осуществляется сбор отходов в России?

Какая деятельность понимается под сбором отходов

Выделяют 6 направлений обращения с утильсырьем, важнейшим среди которых является сбор отходов. При сборе должны соблюдаться установленные законом нормы. Соблюдение правил обеспечивает условия для безопасной утилизации опасных материалов.

Что включает в себя сбор отходов?

Под сбором отходов понимается прием в целях их дальнейшей переработки, утилизации или хранения остаточных материалов и отработанных продуктов. Утильсырье образуется на производствах, в быту, при эксплуатации или употреблении продуктов и услуг.

Утилизация мусора – проблема, для решения которой надо соблюдать правила сбора. Решению представленной проблемы сопутствует сортировка и разбор сырья, создание предприятий для вторичной переработки или безопасного захоронения.

Процессы обращения с остаточным сырьем контролируются законом. Компании по перевозке, утилизации или переработке мусорных остатков должны иметь лицензии на выполнение таких работ.

Правила по сбору мусора

Описанные правила направлены на обеспечение экологической безопасности и предотвращение загрязнение окружающей среды. Требование безопасности предъявляется к транспортировке отходов и другим процессам. В соответствии с инструкцией по обращению с отходами производят захоронение, нейтрализацию или вторичную переработку сырья.

Правила:

  • Ведение учета опасных видов отходов, с которыми работает ИП.
  • Систематическая подача отчетов, отражающихся количество остаточного сырья.
  • Применение герметичных промаркированных емкостей для опасных веществ.
  • Перевозка в специальных грузовых машинах, заполняемых на спецплощадках.
  • Ежегодное инструктирование сотрудников относительно техники безопасности при работе с мусором.
  • Сбор отходов в местах их образования осуществляется в течение рабочей смены.

Предприятие, на котором производится обработка утильсырья, должно действовать в соответствии с разработанным планом работ. При этом используется спецоборудование и техника, предназначенная для работы с мусором. В особенности это касается емкостей, в которые собирают сырье.

Законодательство

Утилизация производственных и бытовых остатков, нормативы сбора, способы хранения и обработки регламентируются законодательством. Главный документ, контролирующий представленный процесс, постановление СанПиНа 2.1.7.7228 – 99, где указаны правила общие правила.

Советуем почитать:  Утилизация жидких и твердых отходов

Порядок и требования описаны в Федеральном Законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Эти требования представлены в 22 статье закона.

Сведения об отходах производства описаны в сборнике удельных показателей образования – документе, отражающем среднестатистические показатели образования остаточных материалов и мусора в разных отраслях производства.

Обязательно ли оформлять лицензию на сбор отходов?

Лицензия нужна в случае, если ИП работает с материалами и веществами, относящимися к 1-4 классам опасности. Для 5 класса опасности лицензия не требуется. Разрешение выдается при условии, что одновременно оформляется или уже оформлена лицензия на хранение, утилизацию и транспортировку мусора.

Получение лицензии – комплексный процесс, состоящий из нескольких этапов. Процесс трудоемкий, однако без него работа с мусором считается нелегальной и входит в число административных правонарушений

Соблюдаем лицензионные требования

Прежде всего нужно определить виды отходов, которые будут собираться. Посредство ФККО производится классификация. Оформляется паспорт на каждый вид мусора. На основе полученной документации подготавливается площадка или помещение, где будет храниться собранное сырье.

Оборудование и техника зависит от специфики отрасли, свойств отходов, агрегатного состояния. Чаще всего используются контейнеры, что объясняется удобством в эксплуатации, возможностью передвижения.

На площадке нельзя одновременно размещать число контейнеров, вместимость которых эквивалентна 1000 ДФЭ. Запрещено размещать контейнеры более чем в 4 яруса.

Контейнерная площадка должна содержать:

  • Территорию для размещения
  • Место, где производится погрузка, разгрузка
  • Пути для проезда
  • Помещение для ремонта контейнера
  • Водосточная канализация
  • Средства безопасности
  • Осветительные приборы

Еще одно лицензионное требование касается обучения работников. Сотрудников обучают на основе предложенных государственных программ.

Обязательное условие получения лицензии – наличие заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы. На ее основе выносится решение о пригодности оборудованной площадки для отходов на территории предприятия

Собираем документы и отправляет во ФБУЗ

Для получения лицензии на отходы нужно предоставить пакет документов. Он включает учредительную документацию и пояснительную записку.

Пояснительная записка содержит следующие пункты:

  • Аннотация
  • Информация о соискателе и его деятельности
  • Сведения о процессах обращения с мусором
  • Пояснение процессов обращения с отходами на ИП

Во ФБУЗ необходимо предоставить документы, свидетельствующие о том, что компания соответствует лицензионным требованиям. Необходимы документу, подтверждающие наличие специально оборудованных площадок, помещений, подготовленных работников.

Советуем почитать:  Как свалки ТБО влияют на экологию и методы борьбы с ними

Предоставленная документация тщательно изучается после чего на предприятие отправляется эксперт, чья задача заключается в сравнении описанной и фактической обстановки на предприятии. При отсутствии отличий предоставляется бессрочное экспертное заключение, позволяющее собирать и хранить отходы на предприятии.

Получаем санэпидзаклчение в Роспотребнадзоре

Чтобы получить заключение санитарно-эпидемиологической службы, нужно заполнить специальную форму, добавить к ней экспертное заключение ФБУЗ и отправить эти бумаги в Роспотребнадзор. Документация изучается специалистами в течение 20-30 дней (в зависимости от формы подачи).

Для получения заключения документация должна соответствовать следующим требованиям:

  • Комплект документов полный
  • Бумаги оформлены в соответствии с установленными нормами
  • соответствует законодательным требованиям
  • Информация, содержащаяся в предоставленных бумагах, соответствует действительности
  • Результаты экспертизы указывают на соответствие нормам работ, осуществляемых предприятием

Если в документации обнаружены ошибки, отсутствуют необходимые для составления заключения сведения или есть другие нарушения, ее отправляют на доработку. Роспотребнадзор имеет право отказать рассматривать возможность сбора отходов предприятием если сведения о предприятии отсутствуют в едином реестре юридических лиц или индивидуальных предприятий.

Получаем лицензию в Росприроднадзоре

Для получения разрешения заполняется заявление. Оно содержится в Приказе Росприроднадзора №132 (от 16.03.2021).

К заявлению на сбор отходов добавляют документы:

  • Перечень категорий мусора, которые планируются собираться (по ФККО)
  • Реквизиты заключения санитарно-эпидемиологической службы

Документацию разрешается отправлять в электронном виде через интернет, при условии цифровой подписи соискателя.

При отсутствии нарушений в документах на предприятие выезжает инспектор, который проверяет предприятие. Определяется соответствие площадки установленным требованиям, паспорта на утильсырье, медицинских справок у сотрудников. Лицензия Росприроднадзора выдается через 2 дня после проверки, если нарушения не выявлены.

Сколько времени занимает получение лицензии?

Разрешение на сбор отходов предусматривает сбор исходной документации – до 2 месяцев. Получить экспертное заключение ФБУЗа и Роспотребонадзора можно за 1 месяц. Проверка документов и предприятия Росприроднадзором занимает до 2.5 месяца. Таким образом, лицензию можно получить за 6-7 месяцев.

Где найти информацию о лицензии на сбор отходов

Зная специфику оформления разрешения срок подготовки лицензии сокращается. Для этого рекомендуется знать о главных лицензионных условиях, предъявляемых к предприятиям по сбору отходов. Советуют знать перечень документов, запрашиваемых инстанциями при оформлении лицензии.

Для облегчения процедуры рекомендуется ознакомиться со следующими источниками:

  • Федеральный закон 89-фз. В нем дается определение отходов производства, описываются понятия, связанные с этой сферой. Представлены требования по обращению с отходами.
  • Федеральный закон №99-фз. Содержит перечень направлений ИП, для которых требуется лицензирование.
  • Постановление правительства РФ №1062. Содержит сведения, отражающие ход лицензирования предприятий, занятых в работе с отходами.
  • Приказ Минприроды РФ №379. Содержит алгоритм оформления разрешения на сбор опасных отходов, образующихся на производстве, утилизацию, хранение мусора. Описывает требуемые документы, сроки оформления, порядок обжалования решений.

Селективный сбор

Селективный метод предусматривает раздельный сбор и хранение отходов. Представленный способ позволяет снизить объемы ТБО на полигонах и участках захоронения за счет повторного использования или переработки для получения вторичного сырья.

Селективный метод предполагает разделение ТБО на 3 группы:

  • Сухое вторсырье. Представляет собой материалы, пригодные для вторпереработки. Составляет до 35% от всего объема отходов.
  • Влажные разлагающиеся материалы. Состоят из пищевых, садовых, сельскохозяйственных остатков, пригодных для изготовления удобрений.
  • Не перерабатываемые материалы. Включают отходы, которые невозможно переработать или переработка которых требует существенных затрат.

Селективный метод считается самым полезным и экономически целесообразным способом сбора мусора.

Сбор отходов – процедура, при которой утильсырье собирается для последующей утилизации, захоронения или вторичной переработки. Для осуществления описанного вида работ требуется лицензия, которую можно получить только в том случае, если предприятие в полной мере соответствует установленным законом требованиям.

Источник: https://bezotxodov.ru/othody/kak-osushhestvljaetsja-sbor-othodov-v-rossii

Норматив накопления твердых коммунальных отходов (ТКО)

Какая деятельность понимается под сбором отходов

В результате обновления экологического законодательства в России в 2021 году, поменялась схема расчета и оплаты платежей за обращение с мусором.

Взамен понятия твердых бытовых отходов (ТБО) внедрено понятие твердых коммунальных отходов (ТКО). Основное изменение в структуре оплаты связано с тем, что вывоз ТКО теперь коммунальная услуга, цены на которую устанавливаются государством.

Расчет стоимости услуги производится на основании норм накопления мусора на человека в течение года.

Нормативное регулирование

Порядок обращения с мусором основан на ряде нормативно-правовых актов, включающих обновленные нормы:

Согласно обновленным положениям экологического законодательства, весь оборот твердых коммунальных отходов в пределах закрепленных территорий находится под ответственностью региональных операторов.

Это новые участники цепочки обращения с мусором, которые могут выполнять операции самостоятельно или с помощью других организаций на основе договора. Например, взимание платы за вывоз ТКО часто происходит управляющей компанией или поставщиками воды, электричества.

Законодательством закреплены права субъектов в определении норм накопления отходов.

Необходимость расчета норматива

Регионы рассчитывают нормативы на основании ряда данных: количество проживающих, мест размещения, площади рабочего пространства. Нормы накопления отходов применяются во всех сферах: жилищной, производственной, иных видах. Вычисление всех показателей в пределах субъекта федерации позволяет получить информацию об объеме накопления мусора в регионе.

Полученная информация используется региональными операторами для планирования деятельности по обращению с отходами. Для своевременного оборота мусора оператор должен на каждом этапе обеспечить соответствующие накапливаемому объему условия:

  • достаточное число площадок и контейнеров – на этапе сбора;
  • регулярный вывоз всего накапливаемого объема – при транспортировке;
  • достаточное число и вместимость полигонов – на этапе утилизации.

У жителей влияние норм накопления отходов отражается в коммунальных квитанциях, по которым они платят за вывоз мусора. Учитывается бытовой мусор, остатки после ремонта (кроме капитального), крупногабаритные отходы, уборка придомовой территории.

Порядок вычисления норм накопления ТКО

Вычисления нормативов производятся для каждой расчетной единицы: проживающего человека или 1 м2 площади. Расчет проводится опытным путем на основании данных, получаемых при поступлении мусора в разных условиях. Методика расчета определена приказом Минстроя № 524/пр, где указано, что в течение недели в разные времена года необходимо производить замеры и взвешивание мусора.

В выборке участвует территория, соответствующая нескольким характеристикам:

ХарактеристикаУсловие
Доля проживающих на территории, где производится выборка, от общего числа жителей населенного пункта
  • не менее 2% – при населении менее 300 тысяч;
  • не менее 1% – 300-500 тысяч;
  • не менее 0,5% – более 500 тысяч.
Включенные в выборку строенияЖилые дома (многоквартирные, частные), общественные здания: администрации, торговые заведения, образовательные, культурные, спортивные и т.д.
Развитие территории
  • коммуникации (мусоропровод, отопление, водоснабжение, канализация, газоснабжение);
  • этажность дома;
  • экономическое положение региона;
  • климатические условия в регионе.

Подробные формулы, использующиеся при расчете приведены в постановлении Правительства № 269. Общая формула суточного показателя массы накопления отходов на 1 человека:

Gс.о. = Gо / (n * 7), где

 – масса отходов за выбранный период измерений, кг;

n – число расчетных единиц.

Аналогично массе накопления отходов рассчитывается и объем:

Vс.о. = Vо / (n * 7), где

Vо – объем отходов за выбранный период измерений, м3;

n – число расчетных единиц.

Значения нормативов накопления отходов

Нормативы рассчитываются не реже чем раз в 5 лет. Субъекты федерации самостоятельно определяют критерии, по которым вычисляются нормы: отдельно по районам, общий показатель для всего региона, разделение на сельскую и городскую местность. Большинство регионов обновили нормы в 2021-2021 годах.

Средние показатели по стране за год:

  • вес – 200-300 кг;
  • объем – 1,1-1,5 м3.

При планировании деятельности в сфере обращения отходов массу или объем чаще всего переводят плотность. Этот показатель справочный для однородных отходов, а для бытового мусора значения различаются в зависимости от состава.

Плотность равна отношению массы в тоннах к объему в м3, при отсутствии измерений для твердых коммунальных отходов обычно применяется показатель 240 кг/м3. С учетом средних норм плотность мусора в России за 2021 год составляет 130-270 м3.

Для физических лиц

Особенность расчета норматива для физических лиц заключается в разнице между благоустроенными домами и теми, у которых нет канализации, отопления или электроснабжения.

За счет отсутствия элементов коммуникации в неблагоустроенных домах образуется больше отходов, чем в благоустроенных.

Увеличение количества мусора происходит за счет накопления остатков работы систем, заменяющих коммуникационные: например, продукты горения дров – уголь, пепел. Разница между благоустроенными и неблагоустроенными домами составляет 2-5%.

Другие факторы влияния: климатические условия, плотность населения, время года, используемые способы сбора мусора. Например, при отсутствии в регионе прессовочных установок показатель объема накопления отходов будет выше.

Для юридических лиц

Юридические лица обязаны вести учет всех отходов, образующихся в результате деятельности предприятия. Для обращения с ними необходимо получить лицензию, если отходы относятся к I-IV классу опасности. Для V класса применяется упрощенная схема учета, включающая подтверждающие документы, что предприятие работает именно с отходами V класса.

Для юридических лиц в качестве единицы расчета выбирается 1 кв. метр площади. Предприятиям I и II класса опасности необходима разработка проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР). В ходе разработки и утверждения проекта организации выполняют ряд действий для расчета норм:

  1. Инвентаризацию источников образования вредного воздействия (в т.ч. мусора).
  2. Замеры объемов или массы.
  3. Подготовка и утверждение комплекта документов по результатам измерений.

Для остальных предприятий расчет норм схожий: определение источников образования мусора, замеры, оформление результатов. Юридические лица подвергаются штрафам, если при проверке надзорными органами обнаруживается, что они превысили нормы. Относительно норм, установленных для физических лиц, нормативы для организаций ниже на 30-50%.

Современные способы сбора отходов

Прямое влияние на нормы оказывают применяемые способы сбора отходов. В России применяется следующая схема по сбору мусора:

  • накопление отходов в баках;
  • вывоз и первичное прессование в транспортном средстве;
  • сортировка и прессование на полигоне;
  • утилизация.

Чем более однородный будет состав мусора, тем ниже будут нормы накопления отходов по показателю объема. Снижение объема приводит к увеличению плотности мусора, что позволяет эффективнее его обрабатывать. Один из шагов по снижению объема – внедрение системы раздельного сбора мусора.

Твердые коммунальные отходы состоят из нескольких видов мусора:

  • органический пищевой (30-40%);
  • макулатура (20-30%);
  • пластик (10-15%);
  • стекло (7-12%);
  • дерево (5-6%);
  • металлы (5%);
  • текстиль (3%);
  • другоймусор (2-10%).

У каждого материала своя плотность, поэтому совместный сбор однородного мусора позволит использовать пространство наиболее плотно. Кроме того, это позволит отправлять отходы на переработку, что положительно повлияет на установленную цену за вывоз ТКО за компенсации от вторичного использования.

Требования и нормы накопления ТКО

Расчет норм накопления отходов необходим для осуществления работ по поддержанию санитарно-гигиенического состояния территории. Эти работы определены в СанПиН 2.1.7.3550-19:

  • сбор, изоляция, утилизация мусора;
  • обеспечение чистоты территории;
  • контроль материально-технического обеспечения средствами для оборота мусора.

В правилах определены зоны, в которых должно поддерживаться допустимое санитарно-гигиеническое состояние: дома, придомовые территории, социально-культурные объекты, общественные пространства.

Порядок на территории обеспечивается за счет установки мусорных контейнеров, урн, проведения мероприятий по очистке от мусора.

Контейнерные площадки оборудуются средствами защиты от внешнего воздействия: бетонным основанием, навесом, ограждением.

Правила и порядок вывоза мусора

В зависимости от типа территории правила и порядок вывоза мусора отличаются. В многоквартирных домах плата за вывоз включена в коммунальные платежи, поэтому собственники могут свободно пользоваться мусорными контейнерами для утилизации отходов.

Договор с региональным оператором заключает управляющая компания.

Размещение бункера для крупногабаритных отходов – отдельная услуга, поэтому при ее отсутствии вывозить крупногабаритные отходы необходимо на основании договора между собственником и лицензированной компанией.

Собственники частных домов должны самостоятельно заключать договор с региональным оператором на вывоз мусора. Собственникам грозит штраф в случае утилизации отходов в контейнеры при отсутствии договора.

Юридические лица обязаны заключать договоры с аккредитованными компаниями для оборота мусора на своей территории: сбора, вывоза, утилизации или переработки.

Организация может самостоятельно выполнять все действия при наличии лицензии (если отходы I-IV класса) или подтверждения от Росприроднадзора (если отходы V класса).

Отсутствие договора на вывоз или лицензии на оборот мусора говорит о нарушениях в сфере обращения с отходами, что грозит штрафами.

Обжалование нормативов

Нормативы – усредненные показатели в пределах выборки. Возможное фактическое несоответствие количества накапливаемых жителем отходов и нормы не дает оснований для обжалования утвержденных нормативов. Несколько судебных разбирательств (в т.ч. в Верховном суде) привели к отклонению исков об обжаловании показателей.

Один из способов для жителей сократить коммунальные платежи по обращению с отходами связан с бездеятельностью региональных операторов. В случае неисполнения обязанностей по своевременному и полному вывозу мусора, обеспечению условий по его сбору, собственник имеет право направить заявление на пересчет платежа, кратный числу дней простоя в деятельности.

Другая причина для перерасчета относятся к методике расчета числа проживающих, при которой в квитанции учитывается большее число проживающих, чем фактическое даже на временный период.

При наличии федеральных или местных льгот, позволяющих сократить коммунальные платежи, собственник должен написать заявление на перерасчет суммы. Главное правило при коммунальных платежах – оплачивать все поступающие квитанции, а не ждать оформления льготных условий.

Это связано с обязательствами по оплате, согласно которым неоплата услуг ЖКХ (даже при неправильном расчете суммы) влечет привлечение к административной ответственности.

Источник: https://cleanbin.ru/law/accumulation-rate

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.