+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Главные цели приватизации муниципального имущества

Содержание

Порядок приватизации государственного муниципального имущества в 2021 году

Главные цели приватизации муниципального имущества

» Жилищные споры » Порядок приватизации государственного и муниципального имущества

141 просмотров

Приватизация имущества государства и муниципалитета началась в 1992 году. До этого момента вся подобная недвижимость если и выдавалась в частные руки, то делалось это специально, сознательно и за особые заслуги. Например, сотрудникам заводов дарили квартиры. Теперь же приватизировать можно практически все, за исключением отдельных объектов, имеющих важную роль в жизни страны.

Закон

Приватизация регулируется достаточно обширным перечнем законодательных актов:

Помимо всего перечисленного, существуют еще и локальные законы в разных регионах, которые также так или иначе могут влиять на приватизацию, порядок действий, условия и многие другие элементы.

Приватизировать государственное и муниципальное имущество могут как физические, так и юридические лица (п.2 ст.2, закона №178-ФЗ), при условии, что они и цель приватизации соответствуют определенным требованиям:

Требования к субъектам приватизацииТребования к объектам приватизации
Физические лица – только граждане РФ.Не относятся к общему имуществу (дороги, прибрежная зона).
При приватизации объектов жилищного фонда, должен быть заключен договор аренды или социального найма.Не выведены из оборота.
В случае с приватизацией земли – нужно пользоваться территорией не менее 5 лет или иметь 3-х и более детей.Не относятся к ветхому жилью.

Разновидности объектов, подлежащих приватизации

Все объекты, которые подлежат приватизации разделяются на три основных категории и в зависимости от их типа имеют разные особенности:

  • Жилье. Доступно для бесплатной приватизации, но только для физических лиц, оформивших договор социального найма.
  • Земля. Если это участок, который используется физическим лицом, есть вероятность, что его получится приватизировать бесплатно. В остальных случаях, в том числе и для юридических лиц, существует платная приватизация (фактически – выкуп земли у страны).
  • Нежилая недвижимость. Формально доступна для приватизации как физическим, так и юридическим лицам, но чаще всего занимаются данным вопросом именно последние. Бывает только платной, бесплатная передача нежилой недвижимости в частную собственность не предусматривается.

Разница между государственным и муниципальным имуществом

Глобальной разницы между государственным и муниципальным имуществом нет – одно принадлежит стране в целом, а второй – конкретному населенному пункту.

Пример: Квартира, расположенная в черте города (если это не закрытый городок) относится к муниципальному имуществу, а, например, общежитие для военнослужащих – Министерству Обороны – то есть, государству.

С точки зрения приватизации, намного проще получить в собственность муниципальную недвижимость, чем государственную. Хотя бы потому, что значительная часть государственных объектов выведена из оборота и используется для конкретных целей.

Помимо всего прочего, следует учитывать и локальные законодательные акты, которые накладывают свои ограничения на приватизацию муниципального имущества в различных населенных пунктах, однако они обязаны не идти в разрез с общим для всех законодательством, а потому чаще всего мало отличаются друг от друга и в подавляющем большинстве случаев эти отличия лишь делают приватизацию проще.

Условия приватизации могут отличаться в зависимости от региона и типа недвижимости. Приведем пример на основе самых популярных объектов – жилого фонда:

  • Доступно исключительно для граждан РФ.
  • Требуются согласия всех жильцов помещения или отказ от участия в приватизации.
  • Приватизировать можно только один раз в жизни. Даже при последующем возврате недвижимости в собственность муниципалитета (если это по какой-то причине понадобиться сделать) право на приватизацию не восстанавливается.
  • Исключением из предыдущего пункта являются несовершеннолетние. До 18 лет они могут 1 раз поучаствовать в приватизации и еще раз это сделать после достижения совершеннолетия.
  • Для приватизации необходимо являться официальным жильцом квартиры (заключить договор социального найма). То есть нельзя просто выбрать одно из помещений, принадлежащих муниципалитету и потребовать его в собственность бесплатно.

Способы приватизации

Выделяют несколько основных способов приватизации муниципального и государственного имущества:

  • Классическая бесплатная приватизация жилья.
  • Превращение муниципального объекта в акционерное общество или ООО.
  • Покупка акций компании/завода/предприятия на аукционе.
  • Прямая продажа объекта на торгах.

Ранее существовали еще такие варианты как ЧИФ (Чековый инвестиционный фонд), ваучеры и так далее. На данный момент они уже не актуальны и не используются.

Строго определенного и законодательно закрепленного порядка действий по приватизации имущества не существует, однако он уже долгое время практически не меняется и успел устояться примерно в указанном ниже виде.

Процедура

Самое главное – подобрать необходимый объект приватизации. Это не актуально для жильцов социальных квартир или пользователей земли, так как у них особого выбора нет. Как следствие, данный пункт важен для тех физических или юридических лиц, которые планируют платную приватизацию (выкуп объекта у государства).

Следующим пунктом будет подготовка требуемой документации. Она может серьезно отличаться в зависимости от того, кто, что и на каких условиях приватизирует. Примерный перечень документов представлен ниже.

Следующий этап – подготовка заявления. Форма и содержание отличаются в зависимости от многих факторов, потому рекомендуется перед началом процедуры уточнить конкретный вид данного документы или заполнять его непосредственно на месте, перед подачей.

Дождавшись решения и получив разрешение на приватизацию останется лишь оформить все должным образом. Например, в случае с квартирой следует обращаться Росреестр и получать свидетельство на право собственности. Сейчас этот документ заменен выпиской из ЕГРН, что в принципе одно и то же.

Необходимые документы

Список требуемых бумаг также отличается от ситуации к ситуации. Если взять усредненно, то выглядеть он будет примерно так:

  • Документы, удостоверяющие личность заявителя. Это может быть как паспорт гражданина РФ, так и свидетельство о регистрации юридического лица.
  • Согласия всех жильцов приватизируемой недвижимости либо отказ от участия в процедуре (актуально в первую очередь для объектов жилого фонда).
  • Договор социального найма, аренды или бессрочного пользования. Первый актуален именно для жилья, второй и третий встречаются при приватизации земли. Для платной приватизации такая бумага не нужна.
  • Техпаспорт, кадастровый план или иные аналогичные документы.

Перечень документов для приватизации может отличаться не только в зависимости от объекта и/или субъекта процедуры, но и от региона нахождения недвижимости.

Бесплатная приватизация жилого фонда объявлена бессрочной. Землю бесплатно получить в собственность можно до 2021 года. Любые другие объекты приватизируются платно и потому конкретных сроков, ограничивающих процедуру, также не существует.

Если активно заниматься данным вопросом, то квартиру, например, можно приватизировать примерно за 2-4 месяца. Землю – быстрее, но только при условии, что межевание уже проведено и кадастровый паспорт есть на руках. С нежилой недвижимостью все сложнее, так как каждый случай рассматривается фактически в индивидуальном порядке, но и тут можно постараться справиться в срок до полугода.

Если воспользоваться услугами представителей-юристов, которые точно знают, что и в каком порядке нужно делать, сроки можно значительно сократить, как и усилия заявителя.

Если выбран вариант с бесплатной приватизацией, то платить нужно за документы, требуемые для процедуры, а также за непосредственное оформление права собственности. При приватизации квартиры расходы будут примерно такими:

  • Госпошлина за регистрацию права собственности: 2000 рублей на 1 человека.
  • Выписка из ЕГРН: от 300 рублей.
  • Выписка из домовой книги: 200 рублей.
  • Отказ от участия в приватизации: около 1000 рублей.
  • Оформление техпаспорта: от 1000 рублей.
  • Доверенность на представителя: от 1000 до 5000 рублей.

Если предполагается платная приватизация, то ко всем перечисленным вариантам расходов автоматически добавляется стоимость объекта исходя из кадастровой стоимости. На практике эта цифра серьезно отличается от цен на рынке и потому процедура все равно оказывается очень выгодной.

Отдельно нужно отметить необходимость оплачивать налоги. Это основной минус приватизации, так как до этого налоги платить не нужно было. Конкретные цифры зависят от типа недвижимости, ее размера, расположения, назначения и многих других параметров.

Приватизация муниципального и государственного имущества, особенно если это нежилая недвижимость – сложная и неоднозначная процедура. Без наличия нужного опыта она может растянуться на слишком длительный срок. На бесплатной консультации наши специалисты помогут разобраться с наиболее спорными и популярными вопросами. Они же готовы выступить в качестве представителей клиента, облегчая и ускоряя процедуру.

Для вас работают БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ! Если вы хотите решить именно вашу проблему, тогда:

  • опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
  • напишите вопрос в форме ниже;
  • позвоните +7(499)369-98-20 – Москва и Московская область
  • позвоните +7(812)926-06-15 – Санкт-Петербург и область

Источник: https://ros-nasledstvo.ru/poryadok-privatizatsii-gosudarstvennogo-i-munitsipalnogo-imushhestva/

Цели приватизации – какие, основные

Главные цели приватизации муниципального имущества

Программа приватизации жилых помещений и государственного имущества реализуется в РФ с 1991 года.

За это время миллионы объектов муниципального и федерального фонда переоформлены в собственность граждан и юридических лиц.

В представленном материале можно узнать цели, которые преследуют граждане, государство и местные органы власти, вступая в приватизационные отношения.

Приватизация подразумевает переоформление прав на объекты государственной или муниципальной собственности.

  1. Для жилых помещений и отдельных категорий земельных участков эта программа действует на безвозмездной основе.
  2. Для приватизация государственного и муниципального имущества предусматривает заключение договора выкупа объектов.

Основные принципы приватизационной сделки жилья сформулированы в Законе РФ № 1541-1:

  • доступность – участие в программе может принять любой гражданин РФ;
  • однократность – право на переоформление жилья предоставлено только один раз в жизни (за исключением несовершеннолетних детей);
  • безвозмездность – граждане не должны уплачивать денежные средства за передаваемый объект.

Целью процесса приватизации в России являлось формирование класса частных собственников, что позволяет государству:

  • избавиться от непрофильных функций по управлению имуществом;
  • развиваться открытый рынок оборота объектов недвижимого имущества и стимулировать экономические процессы;
  • увеличить поступления в бюджеты всех уровней за счет платной приватизации государственных активов.

Таким образом, сущность приватизационных следок состоит в передаче прав на объекты недвижимости в личную собственность граждан или юридических лиц.

Законодательство

Базовым нормативным правовым актом для приватизации жилого фонда является Закон РФ № 1541-1, в котором зафиксированы условия и принципы данной программы.

Для возмездного переоформления прав на объекты государственного имущества применяются нормы Федерального закона № 178-ФЗ.

Платная и бесплатная приватизация земельных участков проводится в соответствие с нормами Земельного кодекса РФ.

Безвозмездное переоформление прав на землю допускается только для отдельных категорий граждан и участков (например, для многодетных семей или наделов под строительство частных домов).

Право на участие имеют

Для приватизации жилых помещений состав участников следует из анализа Закона № 1541-1 и определяется с учетом следующих особенностей:

  • принять участие может каждый гражданин РФ;
  • право на обращение имеют граждане, проживающие в квартирах на условиях соцнайма;Пример договора можно посмотреть тут.
  • не имеют право на обращение жильцы, ранее использовавшие указанную возможность.

Иностранные граждане не имеют право принять участие в приватизационной программе.

Роль приватизации

Приватизация, ее формы, цели и признаки, зафиксированы в нормативных правовых актах.

Передача государственных и муниципальных объектов в частную собственность позволяет стимулировать экономику страны, так как оборот земельных участков и объектов капитального строительства является основой любых экономических отношений.

Для граждан приобретение жилья на безвозмездной основе позволяет существенно повысить уровень благосостояния, так как недвижимость характеризуется высокой стоимостью и постоянно растет в цене.

При этом, получение права собственности предоставляет практически не ограниченную возможность распоряжаться недвижимостью по собственному усмотрению владельца.

Основные цели

В чем цель приобретения права собственности на отдельные виды недвижимых объектов? Для граждан основной целью, в любом случае, будет являться возможность бесплатно получить объект, обладающий высокой рыночной стоимостью.

Жилья

Переоформление прав на жилые объекты позволяет новым собственникам самостоятельно распоряжаться имуществом:

  • отчуждать по возмездным и безвозмездным сделкам неограниченному кругу лиц;
  • передавать квартиру по наследству, в том числе путем оформления завещания;
  • использовать жилплощадь в качестве способа обеспечения обязательств путем установления залога.

Одновременно приобретение права собственности порождает ряд обязанностей (уплата налогов, взносов на капремонт и т.д.).

Гаража

Оформление прав на гараж, построенный на муниципальной земле, позволяет обеспечить собственнику защиту от несанкционированного сноса объекта.

Если такое решение будет принято местными органами власти, собственник имеет право требовать выплату компенсации либо переноса объекта в натуре за счет средств администрации.

Земельного участка

В силу не возобновляемых свойств почвы, земельный участок является одним из наиболее привлекательных объектов недвижимости, как для граждан, так и для юридических лиц.

Хотя владение землей не является исключительным способом для возведения здания, именно собственность на участок существенно упрощает получение необходимых разрешений и согласований.

Кроме этого, ряд земель предоставляется с особым целевым назначением – для ведения сельского хозяйства, для строительства частных домов и т.д. Такое целевое назначение существенно ограничивает землю в обороте, поскольку изменение вида разрешенного пользования или категории земли не допускается.

О том, как правильно провести приватизацию жилья сиротами, написано тут.

Государственного и муниципального имущества

Субъектам предпринимательской деятельности и гражданам доступна возможность выкупа объектов государственного и муниципального имущества в рамках Федерального закона № 178-ФЗ.

Основные задачи, которые ставит государство при реализации данной программы, заключаются в пополнении средств бюджета за счет приватизационных сделок.

Продажа таких активов осуществляется на принципах открытости после составления прогнозных планов приватизации. Тем не менее, бюрократические проволочки и коррупция существенно ограничивают возможность беспрепятственного доступа к приобретению имущества, что не способствует цели приватизации.

Для государства

Основная цель приватизации жилья постепенно реализуется, так как с каждым годом количество собственников растет, а государство поэтапно избавляется от необходимости содержать жилые дома за свой счет.

Каковы способы, которые использует государство для стимулирования программы приватизации?

Прежде всего, такими способами являлись неоднократные продления сроков приватизации. В 2021 году все ограничения по срокам были сняты, что даст возможность каждому гражданину получить жилье в собственность (ФЗ № 14).

Порядок

Процедура переоформления прав на жилье регламентирована Законов № 1541-1.

Она состоит из нескольких обязательных этапов, каждый из которых требует оформления или сбора необходимых документов.

Документы

В состав документации, которую нужно представить в уполномоченный муниципальный орган для начала приватизации, входят:

  • заявление по установленной форме от всех граждан, желающих принять участие в приватизации;Образец смотрите тут.
  • документы, подтверждающие законность владения жильем на условиях соцнайма;Пример представлен здесь.
  • поквартирная карточка на весь состав семьи нанимателей или выписка из домовой книги;
  • справка о неучастии в приватизации;Форма документа обозначена тут.
  • справка об отсутствии долгов по коммунальным услугам;
  • техническая документация на квартиру.

Одновременно граждане должны представить паспорта и свидетельства о рождении детей.

Согласие участников

Ключевое значение для начала процедуры переоформления прав на жилье имеет согласие всех нанимателей на приватизацию.

Дело в том, что Закон РФ № 1541-1 устанавливает добровольный характер участия в приватизационной сделке для каждого гражданина.

Если хотя бы один их жильцов будет возражать против приватизации, жилье не будет оформлено в собственность.

Решением этой проблемы может стать оформление нотариального отказа от участия в приватизации в пользу других нанимателей. Смотрите образец тут.

Такой документ позволит отказнику в будущем принять участие в приватизации на другой объект.

Хотите узнать, как провести приватизацию жилья в военных городках? Читайте тут.

Не знаете, как проходит признание приватизации недействительной? Детально здесь.

Процедура оформления права собственности в процессе приватизации не может превышать два месяца с момента представления документов в муниципальные органы.

Не смотря на безвозмездный характер приватизации, на стадии регистрационных действий гражданам придется заплатить госпошлину в размере 2000 рублей (ст. 333.33 НК РФ).

Источник: http://prosud24.ru/celi-privatizacii/

Главные цели приватизации муниципального имущества

Главные цели приватизации муниципального имущества

В РФ начало приватизации приходится на 1991 год, когда законом были определены главные цели преобразования государственной собственности в частную.

Законодательством установлены способы проведения процедуры приватизации.

Основной нормативно-правовой акт, в соответствии с которым осуществляется разработка прогнозного плана приватизации — Закон № 178—ФЗ.

Общие сведения

Возможность покупки имущества напрямую зависит от того, намерено ли государство продавать собственность. Перечень реализуемых объектов содержится в оформленном и утвержденном базовом документе — прогнозном плане приватизации.

Подобная форма передачи прав собственности предполагает возмещение стоимости объекта владельцу.

Планирование приватизации — первая стадия передачи актива в частные руки.

Условия и порядок проведения процедуры регламентируется Законом № 178—ФЗ.

В рамках планирования утверждается перечень объектов, подлежащих продаже. Приватизация заканчивается оформлением соответствующего договора и регистрацией права собственности.

Договор представляет собой правоустанавливающий документ, который содержит информацию об условиях передачи права собственности и стоимости объекта.

Что это такое

Прогнозный план или как его еще называют, программа приватизации, представляет собой перечень государственных объектов, подлежащих передаче в частные руки.

Способы приватизации муниципального и госимущества:

  • преобразование УП в АО;
  • продажа муниципального и госимущества на аукционе, при помощи публичного предложения, без объявления стоимости или на конкурсе;
  • реализация акций ОА на аукционе, рынке ценных бумаг, по итогам доверительного управления;
  • внесение муниципальной или госсобственности в форме вклада в уставной капитал АО;
  • продажа за пределами РФ государственных акций ОАО.

Прогнозный план приватизации

Прогнозный план составляется в соответствии с посланием президента РФ.

Документ должен разрабатываться в соответствии с правилами, отвечать целям и решать задачи приватизации муниципального и госимущества.

Отвечая на вопрос необходим ли подобный документ, можно с уверенностью сказать, что без прогнозного плана провести процедуру приватизации будет сложно.

Основные правила прогноза

Прогнозный план будет считаться действительным, если в него будет включена следующая информация:

  • о федеральных госпредприятиях (унитарных), сокращенно — ФГУП;
  • об акциях акционерных обществ, находящихся в госсобственности;
  • сведения о госимуществе, подлежащем передаче в частные руки.

В документе обязательно должна быть характеристика госимущества, которое планируется реализовать. В план включается информация о сроках проведения приватизации.

По окончании периода, на который был составлен прогнозный план, госорганы представляют отчетность об исполнении.

Цели и задачи

Основными задачами и целями приватизации государственного и муниципального имущества являются:

  1. Пополнение бюджета за счет платежей от передачи права собственности на имущество.
  2. Увеличение эффективности распоряжения и управления муниципальным и госимуществом благодаря тому, что оно будет находиться в частной собственности.
  3. Убыточные предприятия и непрофильные активы являются обузой, передача их в частную собственность значительно снижает нагрузку на бюджет.

План приватизации предполагает поэтапную передачу прав собственности на госимущество в частные руки.

Не могут быть приватизированы объекты, которые имеют стратегическое значение.

Порядок составления

Прогнозный план приватизации составляется в письменном виде непосредственно Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом.

Для обеспечения полноты программы и учета всех нюансов в процессе разработки принимается во внимание инициатива федеральных исполнительных органов. Прогнозный план должен быть составлен в соответствии с существующими правилами. 

Субъект планирования

Утверждение проекта прогнозного плана приватизации находится в компетенции Правительства РФ.

На муниципальном уровне подобные документы утверждаются местными органами исполнительной власти.      

Подлежащее имущество

Действие Закона № 178—ФЗ распространяется на все экономические и промышленные объекты, за исключением имущества, упомянутого в ст. 3 этого закона.

В части 2 ст. 7 Закона № 178—ФЗ содержится перечень имущества, находящегося в госсобственности, которое подлежит передаче в частные руки:

  • госпредприятия;
  • список акций, принадлежащих государству;
  • процент уставного капитала юрлиц;
  • другие объекты, которые не упоминаются в ст. 3 закона № 178—ФЗ.

Это госимущество включается в программу и если оно по каким—то причинам не реализуется в соответствии с прогнозным планом, то может включаться в план на следующий период.

Что дает приватизация земельного участка? Узнайте здесь.

Запрещена приватизация госимущества с применением Закона № 178—ФЗ:

  • земельного участка (исключение составляет земля, находящаяся под домами в городе или на территории сельского поселения);
  • природных и сырьевых ресурсов;
  • объектов, которые включены в госрезерв;
  • стратегических и представляющих историко—культурную ценность активов;
  • жилых объектов.

Все вышеперечисленные группы не могут быть включены в общий список, их приватизация производится в особом режиме.

С 2021 года появилась возможность приватизации для застройки земли по дачной амнистии.

Оформить участок в собственность можно до 01.03.2021 года.

Срок передачи права собственности на дачные наделы земли от государства частным лицам продлен до 2021 года.

Кем утверждается

Прогнозный план утверждается Правительством РФ каждый год.

Особенности утверждения содержатся в статьях 7 и 8 Закона № 178—ФЗ.

На какой срок

План приватизации утверждается на период от одного года до трех лет.

Решение об утверждении подобного документа обязательно включает ссылку на сроки претворения его в жизнь.

Срок действия прогнозного плана устанавливается органом, который отвечает за разработку и утверждение этого документа.

На какие объекты распространяется

В качестве объектов выступает муниципальное и государственное имущество, подлежащее приватизации в соответствии с законом, принятым в 2001 году.

Основными объектами приватизации являются:

  • имущество унитарных предприятий, являющихся собственностью государства;
  • акции, находящиеся в собственности государства или муниципалитета.

Программа на 2021 год

Программа приватизации разрабатывается после того, как отчетный период будет завершен.

Причем план может иметь разное содержание в зависимости от субъекта федерации, в котором он будет осуществляться.

Например, существует прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2021 год, в соответствии с которым в Московской области будут проводиться мероприятия:

  • реструктуризация госсектора экономики региона;
  • создание благоприятных условий для развития рыночных отношений экономического роста в области;
  • пополнение бюджета за счет передачи прав собственности на госимущество в частные руки.

Правительством Московской области определяются точные условия приватизации в процессе ее проведения.

Все решения уполномоченного органа должны соответствовать законодательству с учетом положений, действующих в этом регионе.

Составление отчета о выполнении

После того как процедура приватизации завершена производится утверждение отчета об исполнении прогнозного плана.

Процесс составления и утверждения отчета регулируется ст. 9 Закона № 178—ФЗ и включает:

  • Правительство РФ представляет отчетность об исполнении прогнозного плана приватизации;
  • Государственная дума РФ рассматривает и утверждает представленный отчет;
  • отчет представляется не позже 1 мая года, который следует за отчетным периодом;
  • отчетность размещается в интернете, ее может просмотреть каждый желающий.

Источник: https://3dlipz.com/glavnye-tseli-privatizatsii-munitsipalnogo-imuschestva/

Рекомендации по приватизации муниципальных унитарных предприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Главные цели приватизации муниципального имущества

ЦЕНТР МУНИЦИПАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИВАТИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В СФЕРЕ

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Москва, 2007 г.

Рекомендации предназначены для оказания практической помощи органам местного самоуправления и муниципальным унитарным предприятиям жилищно-коммунального хозяйства в прохождении процедуры приватизации.

Рекомендации рассматривают все этапы преобразования (от принятия решения о реорганизации предприятия до государственной регистрации открытого акционерного общества и продажи акций) и включают перечень нормативных правовых документов, используемых при приватизации муниципального имущества.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ

1.1.

«Рекомендации по приватизации муниципальных унитарных предприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства» (далее – Рекомендации) предназначены для оказания практической помощи органам местного самоуправления и муниципальным унитарным предприятиям жилищно-коммунального хозяйства при прохождении всех этапов преобразования муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества.

1.2. Целями проводимой приватизации муниципальных унитарных предприятий является:

– повышение качества и доступности коммунальных услуг для населения муниципального образования;

– повышение эффективности эксплуатации инженерной инфраструктуры муниципального образования;

– повышение эффективности работы приватизированных предприятий жилищно-коммунального хозяйства;

– пополнение бюджетов муниципальных образований за счет платежей за эксплуатацию имущества, не подлежащего приватизации;

– получение дивидендов по акциям акционерного общества, находящимся в муниципальной собственности.

1.3. Законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие приватизацию муниципальных унитарных предприятий, можно разделить на две группы документов: обязательные и рекомендательные для применения.

Использование федеральных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие при приватизации муниципального имущества, обусловлено тем, что порядок приватизации муниципального имущества разрабатывается органами местного самоуправления самостоятельно и должен соответствовать федеральному законодательству. Федеральные нормативные правовые акты, регламентирующие приватизацию федерального имущества, могут использоваться по аналогии. Перечень обязательных и рекомендуемых для применения нормативных правовых документов при приватизации муниципальных унитарных предприятий приведён в Приложении 1.

1.4. Механизм приватизации муниципальных унитарных предприятий зависит от величины балансовой стоимости подлежащих приватизации активов предприятия. В соответствии со статьёй 13 Федерального закона от 21.12.2001 г.

№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (Далее – Федеральный закон № 178-ФЗ), если величина балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия равна или превышает 100 тыс. руб.

1, муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства на первом этапе будет преобразовано в открытое акционерное общество со 100 %-ной долей муниципальной собственности.

На втором этапе будет проходить продажа акций, находящихся в собственности муниципальных органов власти, одним из определённых законодательством способов: на специализированном аукционе, конкурсе, через организатора торговли на рынке ценных бумаг, по результатам доверительного управления.

_____________

1 Минимальный уставный капитал открытого акционерного общества должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, на дату регистрации общества в соответствии с Федеральным законом от 26 12 95 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Если стоимость подлежащих приватизации активов меньше указанного размера, приватизация будет проходить в один этап: либо путём продажи имущества одним из способов, определённых законодательством: на аукционе, конкурсе, посредством публичного предложения, без объявления цены, либо путём внесения муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.

1.5. У подавляющего большинства муниципальных унитарных предприятий жилищно-коммунального хозяйства величина балансовой стоимости активов, подлежащих приватизации, превышает 100 тыс. руб.

, поэтому способ преобразования в открытые акционерные общества на первом этапе приватизации будет применен при реорганизации большинства унитарных предприятий жилищно-коммунального хозяйства.

В связи с этим, предметом рассмотрения данных Рекомендаций является процедура приватизации предприятий жилищно-коммунального хозяйства, способ приватизации которых на первом этапе – преобразование в открытое акционерное общество.

1.6. Преобразование в открытое акционерное общество предполагает обязательное включение муниципального унитарного предприятия в прогнозный план (программу) приватизации, подготовку к приватизации, составление передаточного акта, а также соблюдение всех остальных требований законодательства к порядку преобразования.

Имущество, не подлежащее приватизации, в процессе преобразования должно быть изъято в муниципальную казну и может быть передано акционерному обществу на праве доверительного управления, по договору аренды или концессионному договору, а также на основании других гражданско-правовых договоров.

2.1.1. Прогнозный план (программа) приватизации

Порядок планирования приватизации муниципального имущества определяется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии со статьей 10 Федерального закона № 178-ФЗ.

Основанием для подготовки и принятия решений об условиях приватизации предприятий жилищно-коммунального хозяйства является прогнозный план (программа) приватизации (далее – прогнозный план (программа) приватизации), принятый на уровне муниципального образования, в который должны войти муниципальные унитарные предприятия, приватизируемые в очередном году.

Прогнозный план (программа) приватизации должен быть разработан на основании муниципальных правовых актов, принятых на уровне муниципального образования, не противоречащих федеральному законодательству.

При составлении прогнозного плана (программы) приватизации органы местного самоуправления могут руководствоваться «Правилами разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества», утверждёнными постановлением Правительства РФ от 26.12.2005 г. № 806.

Рекомендуемая форма прогнозного плана приватизации муниципального имущества приведена в Приложении 2.

В прогнозном плане (программе) приватизации целесообразно отражать следующую информацию:

– перечень документов, на основании которых проводится приватизация;

– основные цели и задачи приватизации муниципального имущества;

– перечень имущества сферы жилищно-коммунального хозяйства, не подлежащего приватизации;

– способы приватизации муниципального имущества;

– порядок оценки стоимости приватизируемого имущества;

– информационное обеспечение процесса приватизации;

– перечень муниципальных унитарных предприятий, которые подлежат приватизации и характеристика муниципального унитарного предприятия;

– прогноз поступления в местный бюджет полученных от продажи муниципального имущества денежных средств.

Характеристика муниципального унитарного предприятия в прогнозном плане (программе) приватизации может содержать следующие данные:

– наименование и местонахождение муниципального унитарного предприятия;

– балансовая стоимость и принадлежность основных средств;

– общая площадь объектов недвижимого имущества, принадлежащих предприятию на праве хозяйственного ведения.

Прогнозный план (программа) приватизации в соответствии со статьей 15 Федерального закона № 178-ФЗ подлежит опубликованию в средствах массовой информации. Информационное сообщение должно быть опубликованию в журнале «Вестник государственной регистрации».

2.1.2. Муниципальные правовые акты о подготовке к приватизации

Следующим шагом в приватизации муниципального имущества является издание органом по управлению имуществом муниципального образования муниципального правового акта, к примеру, Распоряжения о подготовке к приватизации по конкретному предприятию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Распоряжения).

Распоряжение может включать следующее положения:

1) Для органа по управлению имуществом муниципального образования:

– об организации конкурса по проведению аудиторской проверки полноты и правильности представленных предприятием документов по приватизации, результатов инвентаризации и промежуточного баланса;

– указание о принятии решения об условиях приватизации предприятия с учетом пункта 4 статьи 31 Федерального закона № 178-ФЗ, подписании передаточного акта и осуществлении иных необходимых юридических действий, связанных с приватизацией предприятия;

– указание о представлении в орган местного самоуправления муниципального образования копии решения об условиях приватизации предприятия и копий документов, определяющих порядок дальнейшего использования имущества, не подлежащего приватизации в составе имущественного комплекса в соответствии с действующим законодательством;

– указание об утверждении устава открытого акционерного общества, формировании его органов управления и обеспечении внесения в реестр акционеров сведений об органах власти муниципального образования в лице органа по управлению имуществом муниципального образования, как о единственном владельце первого выпуска акций открытого акционерного общества, созданного при преобразовании предприятия.

2) Для руководителя муниципального унитарного предприятия:

– об организации проведения инвентаризации имущества на предприятии с указанием сроков;

– об организации оформления отсутствующих документов о предоставлении земельных участков, проведение землеустроительных работ и (или) получение кадастровых карт (планов) земельных участков с указанием сроков;

– о представлении в орган по управлению имуществом муниципального образования в определённые сроки:

• оформленных в установленном порядке результатов инвентаризации и промежуточного баланса, составленного на дату окончания инвентаризации;

• оформленных в установленном порядке кадастровых карт (планов) земельных участков;

• предложений по дальнейшему использованию не подлежащего приватизации имущества (в том числе исключительных прав) предприятия;

• сведений об имеющихся обременениях приватизируемого имущества предприятия;

• расчета балансовой стоимости подлежащих приватизации активов предприятия;

• иных материалов, необходимых для принятия решения об условиях приватизации.

2.1.3. Организационно-распорядительные документы по подготовке к приватизации на муниципальном

унитарном предприятии

После выхода Распоряжения о подготовке к приватизации, руководителю муниципального унитарного предприятия необходимо разработать следующие распорядительные документы:

1) Приказ (распоряжение) о подготовке предприятия к приватизации;

2) Приказ (распоряжение) о проведении инвентаризации имущества и обязательств.

Приказ (распоряжение) о подготовке предприятия к приватизации может содержать поручение ответственному лицу в соответствующие сроки:

– организовать проведение инвентаризации имущества и обязательств;

– представить предложения руководителю по персональному составу рабочей инвентаризационной комиссии для утверждения;

– представить в орган по управлению имуществом муниципального образования оформленные в установленном порядке результаты инвентаризации, промежуточный баланс, расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов, сведения об имеющихся обременениях приватизируемого имущества, предложения по объектам, не подлежащим приватизации.

Приказом о проведении инвентаризации имущества и обязательств назначается рабочая инвентаризационная комиссия, порядок и сроки её работы.

2.2. Инвентаризация имущества и обязательств
муниципального унитарного предприятия

На этапе реорганизации предприятию необходимо располагать объективными данными об имуществе и финансовых обязательствах, которые должны быть подтверждены результатами инвентаризации.

Источник: https://docplan.ru/Data2/1/4293835/4293835006.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.