+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Деятельность руководителя по управлению качеством

Роль руководителя в управлении качеством

Деятельность руководителя по управлению качеством

Актуальность данной темы определяется тем, что для того, чтобы удовлетворить ожидания потребителей и выдержать конкуренцию на рынке, постоянное улучшение качества жизненно необходимо. 

Система менеджмента качества – совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством. Она предназначена для постоянного улучшения деятельности, для повышения конкурентоспособности организации на отечественном и мировом рынках, определяет конкурентоспособность любой организации. 

Стандарт ИСО 9000 определяет восемь основных принципов системы менеджмента качества, на которых она базируется:

  1. Ориентация на потребителя
  2. Лидерство или роль руководства
  3. Вовлечение персонала компании
  4. Процессный подход
  5. Системный подход
  6. Постоянное улучшение
  7. Принятие решений, основанное на фактах
  8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками

Принцип лидерства или роли руководства предполагает активную деятельность по внедрению и налаживанию работы СМК руководителя компании, он должен создавать все необходимые условия для обучения сотрудников и обеспечения работы системы внутри организации.

Цель контрольной работы – проанализировать роль первого руководителя в системе менеджмента качества.

Задачи контрольной работы:

1. описать требования к высшему руководству в рамках TQM,

2. охарактеризовать систему углубленных знаний.

1. Требования к высшему руководству в рамках TQM

Модель Всеобщего управления качеством решающую роль в управлении качеством отводит  руководству. Это отражено в международном стандарте ИСО, которому соответствует принятый Госстандартом России  ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Система менеджмента качества. Требования». Требования к руководству по управлению качеством изложены в разделе 5 этого стандарта.

Высшее руководство должно обеспечивать наличие свидетельств принятия обязательств по разработке и внедрению системы менеджмента качества, а также постоянному улучшению ее результативности посредством:

а) доведения до сведения организации важности выполнения требований потребителей, а также законодательных и обязательных требований;

б) разработки политики в области качества;

в) обеспечения разработки целей в области качества;

г) проведения анализа со стороны руководства;

д) обеспечения необходимыми ресурсами.

Высшее руководство должно обеспечивать определение и выполнение требований потребителей для повышения их удовлетворенности.

Высшее руководство должно обеспечивать, чтобы политика в области качества:

а) соответствовала целям организации;

б) включала обязательство соответствовать требованиям и постоянно повышать результативность системы менеджмента качествв) создавала основы для постановки и анализа целей в области качества;

г) была доведена до сведения персонала организации и понятна ему;

д) анализировалась на постоянную пригодность.

Высшее руководство организации должно обеспечивать, чтобы цели в области качества, включая те, которые необходимы для выполнения требований к продукции), были установлены в соответствующих подразделениях и на соответствующих ее уровнях. Цели в области качества должны быть измеримыми и согласуемыми с политикой в области качества.

Высшее руководство должно обеспечивать:

а) планирование создания и развития системы менеджмента качества;

б) сохранение целостности системы менеджмента качества при планировании и внедрении в нее изменений.

Высшее руководство должно обеспечивать определение и доведение до сведения персонала организации ответственности и полномочий.

Высшее руководство должно назначить представителя из состава руководства, который независимо от других обязанностей должен нести ответственность и иметь полномочия, распространяющиеся на:

а) обеспечение разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии процессов, требуемых системой менеджмента качества;

б) представление отчетов высшему руководству о функционировании системы менеджмента качества и необходимости улучшения;

в) содействие распространению понимания требований потребителей по всей организации.

В ответственность представителя руководства может быть включено поддержание связи с внешними сторонами по вопросам, касающимся системы менеджмента качества.

Высшее руководство должно обеспечивать разработку в организации соответствующих процессов обмена информацией, в том числе по вопросам результативности системы менеджмента качества.

Высшее руководство должно анализировать через запланированные интервалы систему менеджмента качества организации с целью обеспечения ее постоянной пригодности, адекватности и результативности. В анализ следует включать оценку возможностей улучшения и потребности в изменениях в системе менеджмента качества организации, в том числе в политике и целях в области качества.

Входные данные для анализа со стороны руководства должны включать следующую информацию:

а) результаты аудитов (проверок);

б) обратную связь от потребителей;

в) функционирование процессов и соответствие продукции;

г) статус предупреждающих и корректирующих действий;

д) последующие действия, вытекающие из предыдущего анализа со стороны руководства; е) изменения, которые могли бы повлиять на систему менеджмента качества; ж) рекомендации по улучшению.

Выходные данные анализа со стороны руководства должны включать все решения и действия, относящиеся к) повышению результативности системы менеджмента качества и ее процессов;

б) улучшению продукции согласно требованиям потребителей;

в) потребности в ресурсах.1

2. Система углубленных знаний

Чтобы выполнить требования стандарта руководство должно следовать системе углубленных знаний.

Система углубленных знаний, необходимых в первую очередь для современного руководителя, включает не поверхностные, а глубокие знания таких разделов науки, как системный подход, оптимизация, теория вариаций (элементы статистической теории), теория познания, психология. Углубленные знания этих разделов науки помогут руководителю успешно решать вопросы TQM.2

Системный подход — методология познания и практики, в основе которой лежит рассмотрение объектов как систем.

Система — это сеть взаимосвязанных элементов внутри рассматриваемого объекта, которые работают совместно для достижения цели, стоящей перед объектом. Почти во всех системах существует взаимозависимость между ее элементами. Чем более тесная взаимосвязь элементов, тем больше потребность в коммуникациях и кооперации между ними.

Компоненты (элементы) не обязательно должны быть четко определены и описаны. Можно подробно описать только то, что необходимо. Все, кто работают внутри системы, могут вносить свой вклад в ее улучшение и таким образом получать все большее удовлетворение от работы.

Управление системой тем не менее требует знаний о внутренних взаимосвязях между всеми ее элементами и людьми, которые в ней работают.

Цель функционирования системы должна быть известна каждому, имеющему к ней отношение, и быть единой для всех. Без общей цели система не может существовать. Цель — это ценностная оценка, она носит субъективный характер.

Цель организации должна удовлетворять каждого, и каждый должен быть заинтересован в ее достижении — акционеры, персонал, поставщики, потребители, общество, окружающая среда.

Например, для персонала целью может являться обеспечение хорошего управления (менеджмента), возможностей для получения образования и дальнейшего продвижения по службе и других возможностей для получения удовлетворения от работы.

Оптимизация означает выполнение общей цели каждым элементом в системе — каждый элемент (исполнитель) системы должен чего-то достичь. Неуспех в оптимизации вызывает потери каждого элемента в системе. Для оптимизации система должна быть управляемой.

Задача управления (менеджмента) — стремиться к оптимизации системы и поддержке ее в этом состоянии как можно дольше. Время вносит изменения, которые также должны быть оптимизированы. Рост размеров и сложности системы, быстрые изменения во времени могут потребовать значительных усилий со стороны менеджмента.

Состав руководителей для достижения этой цели должен быть минимальным.

Любая система нуждается в руководстве со стороны. Большой организации необходим руководитель, который применит на практике систему Profound Knowledge (и в том числе будет этому учить).

Следует особо остановиться на вопросе оценки системы. Работа каждого компонента сети, образующего систему, должна оцениваться в зависимости от его вклада в достижение общей цели системы, а не за индивидуальную его работу в отрыве от работы всей системы.

Например, отдельные элементы сети могут функционировать даже в убыток себе для оптимизации работы всей системы и задача руководителя — поощрять такое отношение к выполненной работе. Цели системы должны, безусловно, соответствовать имеющимся в ее распоряжении ресурсам.

Но успех достижения поставленной цели будет обеспечен в первую очередь оптимальным взаимодействием всех элементов сети, образующих эту систему, когда деятельность каждого его элемента будет подчинена интересам общей цели.

Плох тот руководитель, который при организации производства или сферы услуг ставит целью максимизацию объема продаж или минимизацию издержек производства взамен максимизации ценности продукта для потребителя и минимизации его стоимости так как поставленная им цель, при оптимальной организации системы, будет следствием выполнения цели, направленной на удовлетворение запросов потребителя. Ориентация работы системы на максимизацию удовлетворения запросов потребителя позволяет наиболее оптимально организовать взаимодействие всех компонентов, входящих в систему, для достижения поставленной цели, так как TQM рассматривает систему в этом случае как неразрывную и взаимодействующую цепочку сети внутренних и внешних потребителей и позволяет максимизировать ценность продукта для потребителя, одновременно минимизируя его стоимость как для потребителя, так и для производителя. задача руководителя фирмы при постановке задачи и организации системы ее выполнения — устранить функциональные барьеры между компонентами сети, каждый из которых представляет, в свою очередь, интегрированный процесс его деятельности для достижения общей цели системы (рис. 1).

Рис.1. Интегрированный и межфункциональный процессы3

Представленная на рисунке структура руководства системой является порочной и не позволяет организовать оперативное взаимодействие элементов системы, образующих межфункциональный процесс достижения поставленной цели, что, в свою очередь, приводит к увеличению времени ее овеществления и издержек. В этом случае функциональный руководитель (менеджер) решает задачи фирмы исходя из своих личных интересов, что отражается и на выходе курируемого им интегрального процесса без учета интересов последующего элемента сети и всей системы в целом.

1. Интегрированный процесс — это процесс, ход выполнения которого находится в границах руководства функциональным менеджером, т.е. под действием его функционального процесса.

2. Межфункциональный процесс — это комплексный процесс, результирующий изменения интегрированных процессов, из которых он состоит.

Руководитель не должен принимать решение без учета эффекта взаимодействия компонентов системы в решении поставленной перед нею задачи. Нужно всегда помнить, что любое решение руководителя создает взаимосвязанную структуру «Выигрыш — Потеря» для компонентов системы.

Любая система в рамках структуры «Выигрыш — Потеря» должна быть оптимизирована. Оптимизация системы должна стать основой взаимодействия между двумя любыми людьми, подразделениями, конкурентами, странами. Каждый должен чего-то достичь в интересах общей цели системы.

К счастью, в точной оптимизации нет необходимости. Каждый должен только как можно ближе подойти к оптимизации.

Для управления системой существенным является восприятие следующих позиций.

1. Понимание вариаций, включающее оценку стабильности системы, а также представление о случайных и закономерных изменениях.

2. Вариации постоянно происходят в обществе, производстве, обслуживании, продукте. Что же эти изменения могут нам сказать о процессе и людях, занятых в нем?

3. Понимание возможностей процесса. Какие должны быть результаты, чтобы сделать вывод о стабильности процесса? Вероятностное распределение параметров качества продукта стабильной системы может быть предсказано с высокой точностью. Стабильный статистический подконтрольный процесс имеет совершенно определенные возможности.

4. Поведение процесса (так же как, например, системы или людей) полностью различно в двух случаях: стабильном и нестабильном. Ошибка в распознавании этих двух состояний ведет к катастрофе.

Источник: https://student.zoomru.ru/men/rol-rukovoditelya-v-upravlenii-kachestvom/234335.1829869.s1.html

Управление качеством: кем работать и востребована ли специальность?

Деятельность руководителя по управлению качеством

В наше время полетов в космос и проникновения в тайны человеческого генома система образования переживает радикальные изменения. Перемены необходимы, чтобы эффективно и своевременно удовлетворить спрос рынка труда в специалистах нового профиля.

Перемены в образовании

В сфере высшего образования происходит качественный пересмотр специальностей. Уходят в прошлое устаревшие, появляются новые профессии, отвечающие современным веяниям. Нашла широкое распространение одна из подобных профессий – 27.03.02 «Управление качеством».

Кем работать с таким образованием? Человек с дипломом такого направления может трудоустроиться на достаточно выгодных условиях.

Работать можно не только специалистом по контролю за качеством изделий и товаров широкого ассортимента, как считает большинство абитуриентов и их родителей.

Выпускник с дипломом «Управление качеством»

Выпускник высшего учебного заведения по специальности «Управление качеством» – это менеджер, создающий и распространяющий на производстве комплекс управления качеством.

Его работа важна для всей компании, а осуществляется на очередной ступени создания продукции. Такой работник зачастую занимается проверкой и ликвидацией отказов гарантийной продукции.

Другими словами, выпускник специальности «Контроль качества» – это специалист распространению комплекса уровня качества, ИСО.

Управление качеством – это область экономической деятельности, где продумываются и принимаются реформы, идет изучение процедур, применяющихся на производстве. В итоге создаются нужные товары. Задачей производственного комплекса может быть достижение значительных показателей по качеству.

Проявляющиеся недостатки и нерешенные задачи, объединенные с общими вопросами управления качества, весьма значимы. К увеличению заинтересованности в управлении качеством привели глобализация и проникновение в нашу страну мировых порядков. Уровни качества, уже разработанные в Российской Федерации, достаточно сильно не совпадают с мировыми стандартами.

Массовость направления обучения

Специальность «Управление качеством» изучает проблемы создания высококачественной продукции. Более качественные товары поднимают уровень жизни россиян. Исходя из этого, грамотное и квалифицированное управление качеством – экономическая и внутриполитическая задача №1.

Сейчас эта специальность имеется в ста семнадцати российских вузах. По ней готовят как в Москве и Санкт-Петербурге, так и в других регионах: на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, в Краснодарском крае и других субъектах РФ.

Интересно, что среди ведущих вузов, где обучают специалистов по управлению качеством, можно найти как периферийные университеты, так и столичные.

Итак, специальность «Управление качеством»: кем работать можно с таким дипломом? Так ли она интересна и перспективна во всех направлениях, если настолько популярна?

Необходимо указать, что подает документы на факультет по рассматриваемой специальности молодежь, неплохо изучившая иностранный язык. Это вызвано спецификой профессии: необходимость в менеджерах по качеству появилась в большинстве своем в Европе и в США, поэтому для освоения современных методик необходимо значительную часть литературы изучать на языке оригинала – английском или немецком.

Кроме того, при поступлении подростки сдают предметы естественнонаучного цикла: физику и/или химию. В перечне вступительных экзаменов могут быть и другие предметы на усмотрение вуза или обязательные по перечню министерства.

Сфера деятельности

Профессионалы, трудящиеся в сфере управления качеством, обязаны в повседневной деятельности решать проблемы следующего цикла:

  • исследование технических и экономических методик, обращенных на решение задач устойчивого и действенного производства;
  • создание структуры управления качеством в компании;
  • создание качественного сотрудничества трех партнеров – предпринимателей, чиновников и сферы просвещения.

Профили специальности

В ходе освоения программы студентам даются материалы и умения, необходимые в будущей профессиональной деятельности. Итак, если окончен факультет управления качеством, кем работать выпускнику? Теоретическое, а также практическое обучение, пройденное за годы учебы, отражает условия, с которыми молодой специалист столкнется в своей профессиональной деятельности.

Обучение в вузах проходит по отдельным профилям. Всего эта профессия имеет больше десяти профилей, но основными направлениями считаются всего два:

  1. Управление качеством в производственно-технологических системах (на предприятии). Специалисты по развитию, изучению, использованию и проверке систем управления качеством на предприятии.
  2. Управление качеством и информационно-аналитических системах. Специалисты в сфере управления качеством проводят стратегический системный анализ для обеспечения развития национальной экономики.

Кроме того, существуют профили в сфере строительства, роботизирования, авиастроения, менеджмента, принтмедиатехнологий и др. Например, если выпускник с дипломом «Управление качеством» в строительстве, кем работать ему? Это специалист в сфере управления качеством, контролирующий и анализирующий процесс строительства.

Программа обучения

Уже по перечислению профилей становится понятно, что эта специальность – техническая. Программа обучения представляет собой синтез математических, естественнонаучных и профессиональных дисциплин.

Специальность в своей основе имеет особые содержание и структуру, поскольку в годы обучения студенты приобретают знания, позволяющие работать по западноевропейским стандартам. Это:

  • ISO 9000 – стандарты менеджмента качества;
  • ISO 14000 – управление качеством окружающей среды;
  • MRPII и ERP – методология.

Помимо этого, учащиеся высшей школы, изучающие надлежащие профили, понимают методические способы и средства проверки уровня качества, исследуют нынешние графические программы, которые разработаны для облегчения процесса проектирования.

Описываемая структура обучения – это сравнительно новое и развивающееся направление. Управление качеством станет очередной сферой обучения, нацеленной на развитие экономики с необходимостью повышения уровня по отечественным и европейским стандартам.

Знания, освоенные в ходе обучения на бакалавриате, могут быть основными. Главным образом, это теоретический материал отдельных методологий.

Ведется ознакомление студентов и со всевозможными системами для оценки качества созданной продукции, создания и обработки информационных комплексов. Выпускники получают умения и навыки, которые пригодятся на практике.

Реальные условия деятельности создаются на занятиях и тренингах, проводящихся с целью освоения навыков, служащих базой для теоретического материала.

«Управление качеством»: кем работать

Что ж, обучение закончено. «Управление качеством» – кем работать теперь выпускнику, получившему такой диплом?

Студент, заканчивающий вуз с дипломом по этой специальности, может подумать в ходе обучения, кем работать на предприятиях, – по технологической, менеджерской или административной линии. Постепенно экс-студенты превращаются в стержневых работников предприятий, руководителей низшего и среднего уровня. С опытом выпускники вузов могут получить и высшие руководящие должности.

Где и кем работать?

Специальность «Управление качеством» – где работать? Если рассмотреть принципы поиска будущей работы, выпускнику университета по этой специальности можно предложить на выбор как негосударственные структуры, предприятия индустриального или банковского направления, так и центральные или коммунальные органы контроля индустриальной или банковской структур. Где еще можно работать по специальности «Управление качеством»? Вакантное место может найтись в государственных структурах, где идет проверка различных изделий. Работать можно и в Научно-исследовательских институтах изучения, планирования, насаждения и сопровождения комплексов автоматизации управления качеством.

А что касается специальности “Управление качеством”, кем можно работать? Выпускник с таким образованием при необходимости найдет работу в области менеджмента и сможет создавать, улучшать, планировать работу нынешних комплексов менеджмента качества, решать проблемы создания изделий высокого уровня.

В сферу его деятельности будет входить и консалтинг, и аудит работающих комплексов менеджмента качества. На этот период сотрудник станет наиболее полезным, а значит, и высокооплачиваемым на предприятии.

В обязанности специалиста по контролю качества будет входить еще и исследование методов по подъему действенности индустрии, нацеленных на уменьшение расхода сырья и увеличение продуктивности труда.

О специальности «Управление качеством» (кем работать) отзывов мало, обо всех возможностях трудоустройства абитуриенты нередко даже не знают. Население мало осведомлено о профессии только потому, что специальность новая, специалистов на рынке труда немного.

Возможности профессиональной деятельности

Кем работать по специальности «Управление качеством»? Можно сказать, что потенциал будущей деятельности выпускника очень велик – возможна любая компания разной собственности (например, продовольственной отрасли или коммерции). Самая обычная должность вчерашнего выпускника — менеджер по качеству, на начальном этапе зарабатывающий несколько минимальных зарплат.

Где можно работать по специальности “Управление качеством” и сколько получают специалисты? Ведущие специалисты получают несколько больше (30–40 тысяч рублей). Другой вариант работы по профилю – фирмы, специализирующиеся на сертификации и стандартизации. Сотрудники подобных компаний обычно зарабатывают примерно 30 тысяч рублей.

В завершение необходимо отметить, что вопросы по специальности «Управление качеством» (Кем работать? Востребована ли она?) возможны только для пассивных и просто ленивых. Эта специальность в современной России достаточно востребована и актуальна.

Источник: https://FB.ru/article/323723/upravlenie-kachestvom-kem-rabotat-i-vostrebovana-li-spetsialnost

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.